В России появился уполномоченный по защите прав финансовых услуг

Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» был принят Государственной Думой РФ 24 мая 2018 года.

Согласно принятому Федеральному закону, финансовым уполномоченным может быть назначен гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, опыт работы в сфере финансового рынка, регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке или защиты прав потребителей финансовых услуг в совокупности не менее пяти лет либо судья, имеющий стаж работы судьей не менее десяти лет.

Назначаться главный финансовый омбудсмен будет Советом директоров Банка России по представлению Председателя Центробанка, согласованному с Президентом Российской Федерации, сроком на пять лет.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций при одновременном наличии следующих условий:

  • размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей;
  • либо требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Однако, для того чтобы реализовать своё право на обращение к финансовому уполномоченному, потребитель финансовых услуг должен соблюсти своего рода «претензионный порядок», направив в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме.

Обратиться к финансовому омбудсмену можно будет после получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа финансовой организации по истечении соответствующих сроков рассмотрения финансовой организацией заявления потребителя финансовых услуг.

Федеральный закон допускает как письменную, так и электронную формы обращения к финансовому уполномоченному, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг и МФЦ.

К обращению, содержащему подробные сведения о существе спора между финансовой организацией и потребителем финансовых услуг, необходимо приложить копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся у потребителя финансовых услуг копии договора с финансовой организацией и иные документы по существу спора.

Следует отметить, что статья 21 принятого ФЗ наделяет финансового омбудсмена полномочиями медиатора – он может направить сторонам спора свои предложения по его разрешению, а также осуществлять необходимые действия, направленные на урегулирование спора между его сторонами, в том числе в случае, если спор затрагивает интересы нескольких финансовых организаций.

Если же достичь соглашения не удалось, то по результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении, которое вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным.