Госдума и Совет Федерации одобрили законопроект о ратификации Multilateral Instrument

Законопроект № 643148-7 «О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения».

Используемые сокращения:

  • Multilateral Instrument, Многосторонняя Конвенция – MLI.
  • Договор об избежании двойного налогообложения –ДИДН.

От имени Российской Федерации Конвенция была подписана 7 июня 2017 года в Париже. Конвенция направлена на противодействие злоупотреблениям межгосударственными соглашениями об избежании двойного налогообложения, в результате которых прибыль искусственно перемещается в государства, где она не облагается налогом или облагается по пониженной налоговой ставке, что приводит к значительным потерям бюджетов в части налога на прибыль организаций. Подписанты могут сами определить, на какие из их ДИДН будет распространяться Конвенция, и какие ее положения (и в каком объеме) будут применимы.

В отношении налогов у источника новые правила применяются в отношении выплат, производимых с 1 января года, следующего за годом вступления в силу MLI для каждого из партнеров по ДИДН. Фактически, как в отношении налога у источника, так и прочих налогов при ратификации и вступлении в силу MLI в 2019 году в РФ, положения документа могут применяться начиная с 1 января 2020 года.

Конвенция распространила свое действия на более чем 70 ДИДН с другими странами.

Каким образом происходит борьба со злоупотреблениями международными соглашениями — три способа:

1. Имплементация только «теста на основные цели»;

2. Имплементация «теста на основные цели» и «положений об упрощенном ограничении льгот»;

3. Имплементация «детальных положений об ограничении льгот», в совокупности с механизмом, направленным на противодействие кондуитам (вне рамок MLI).

Россия выбрала имплементацию «упрощенного положения о применении льгот». Воспользоваться льготами по ДИДН могут лишь физические лица, само государство или политическое подразделение, лица, основной класс акций которых торгуется на бирже, ряд некоммерческих организаций, лица, деятельность которых связана с выплатой пенсионных пособий и т.д.

Положения об ограничении льгот могут быть использованы только если обе стороны ДИДН согласились использовать их или предусмотрели возможность несимметричного использования либо взаимного применения.

Необходимо учитывать, что в отношении большинства российских ДИДН положение об упрощенном ограничении льгот применяться не будет (в частности, ДИДН с Кипром, Нидерландами, Люксембургом, Сингапуром, Великобританией и многим другими странами, выбравшими более легкий вариант с тестом на основные цели, и не предусмотревшие возможности несимметричного применения положений об ограничении льгот).

То есть, с большинством стран будет применяться тест на основную цель – PPT, а не ограничение льгот (LoB).

По PPT запрещено использовать налоговую льготу по ДИДН, если одной из основных целей рассматриваемой структуры является получение такой льготы. Данный вопрос очень субъективен. Поэтому в Комментариях к Модельной конвенции ОЭСР от 21 ноября 2017 года и Шаге 6 «Борьба со злоупотреблениями международными соглашениями» (BEPS) есть примеры, в каждом из которых она объясняет, пройден или нет этот тест, и почему. Эти примеры не инкорпорированы в сам MLI, и они не будут частью законодательства.

Таким образом, нужно проверять, какая позиция одобрена по MLI, симметрична ли она.

Предусматривается возможность обращения налогоплательщиков в компетентные органы договаривающихся государств с целью инициирования взаимосогласительной процедуры, если, по мнению налогоплательщиков, компетентными органами положения ДИДН были применены некорректно.