Законодательная инициатива. Отдельный пакет законопроектов о создании «офшорных» зон.

В Госдуму внесен пакет законопроектов, создающий на о. Русский (Приморье) и о. Октябрьский (Калининградская область) специальные административные районы, резиденты которых смогут получить статус «международной компании» (далее – МК) и будут иметь различные преференции.

В  данных нововведениях, как всегда, две стороны — преференции мотивируют крупные зарубежные холдинги (в особенности, попавшие под санкции) получить статус МК, но возможна и массовая перерегистрация налогоплательщиков в эти, по сути, офшорные зоны.

Итак, что это за законопроекты:

Вносимый проект ФЗ «О международных компаниях» достаточно объёмный. В каких же случаях компания получает статус международной?!  Если:

  1. осуществляет предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств, в том числе Российской Федерации;
  2. является участником специального административного района в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;
  3. приняло на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации, в том числе на основании заявления о намерениях осуществить инвестиции на территории Российской Федерации, договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района, специального инвестиционного контракта, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или иного договора.

Статус необходимо подтвердить в управляющей компании на вышеуказанных территориях. Объём инвестиций будет определяться Правительством.

При создании и госрегистрации у МК также есть свои особенности. Кроме того, предусмотрена регистрация международной компании в порядке континуитета. При этом законопроектом предлагается определить, что международной холдинговой компанией признается международная компания, зарегистрированная в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» в порядке континуитета,  которая одновременно удовлетворяет следующим условиям:

  1. такая международная компания зарегистрирована в порядке континуитета иностранной организации, которая была создана в соответствии со своим личным законом в период до 1 января 2018 года;
  2. одновременно с представлением документов для государственной регистрации международной компании в регистрирующий орган представлены следующие документы и сведения:
  • финансовая отчетность иностранной организации, в порядке континуитета которой зарегистрирована международная компании;
  • аудиторское заключение к финансовой отчетности, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения;
  • сведения о контролирующих лицах международной компании по перечню, устанавливаемому Министерством финансов Российской Федерации.

Законопроектом предлагается установить, что Международные компании, зарегистрированные в порядке континуитета, в том числе международные холдинговые компании, в целях Налогового кодекса Российской Федерации признаются российскими организациями.

Постановка на учет международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» в порядке континуитета в качестве международной холдинговой компании осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной компании и документов, представляемых в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.

В целях получения правового статуса международной компании хозяйственное общество предоставляет в управляющую компанию следующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о предоставлении правового статуса международной компании по форме, утвержденной Уполномоченным органом;
  • устав хозяйственного общества;
  • устав компании;
  • подтверждение соответствия требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона;
  • документ об уплате государственной пошлины,
  • иные документы, если обязанность их предоставления предусмотрена федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

МК оплачивает ежегодный регистрационный сбор.

Законопроектом № 488869-7 предлагается определить ряд особенностей налогообложения международной холдинговой компании.

Предполагается установить особенности определения налоговой базы международными компаниями, зарегистрированными в порядке континуитета, наравне с иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации.

Предлагается установить специальные налоговые ставки:

  • по доходам, полученным международной холдинговой компанией в виде дивидендов;
  • по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями.

Предлагается также установить, что к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов. При этом, такая ставка может быть применена только при соблюдении установленных законопроектом условий.

Также предусмотрены следующие особенности, связанные с «переездом» компании в РФ и получением статуса МК:

  • Стоимость имущества МК переносится из ее предыдущего учета, но ограничивается его рыночной стоимостью. Такой же порядок распространен на стоимость долей участия в организациях, не являющихся публичными компаниями, более 50 % активов которых прямо или косвенно состоят из недвижимости в РФ;
  • Стоимость ценных бумаг (как обращающихся, так и необращающихся), а также долей участия определяется как их рыночная стоимость на дату регистрации МК.

В законопроекте № 488838-7 предусмотрены послабления для приема на работу и иностранцев, без учета квот и регистрации.

Отдельно стоит отметить, что иностранные компании, зарегистрированные в качестве МК в порядке континуитета, будут признаваться нерезидентами для целей валютного контроля, а это значит, что всем российским компаниям при заключении договоров и осуществлении расчетов с такими компаниями будет необходимо соблюдать ряд требований российского валютного законодательства в том числе в части регистрации контрактов и соблюдении требований о репатриации.

Отдельные практические вопросы возникают в связи с тем, что законопроектами предусмотрен ограниченный доступ к информации об учредителях (участниках) МК, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени МК, а также об участниках корпоративного договора. Такой доступ может быть ограничен регистрирующим органом по заявлению МК, которое предоставляется в регистрирующий орган через УК. Указанные сведения не подлежат размещению на официальном сайте регистрирующего органа, а также в сети Интернет. Кроме того, сведения, доступ к которым ограничен, предоставляются третьим лицам только с письменного согласия МК.