Введение внешнего управления в иностранных компаниях

На сайте Правительства есть подтверждение одобрения проекта федерального закона «О внешней администрации по управлению организацией», предусматривающий управление деятельностью организацией, которая покидает территорию или совершает бездействие (далее – законопроект).

От ФНС уже поступили предложения передавать в доверительное управление государству акции и доли, которые принадлежат компаниям и лицам из недружественных государств, если речь идет о значимых для экономики предприятиях. ФНС называет в качестве одного из вариантов сохранения активов отсрочку продажи новой компании с торгов.

ЦБ РФ также не остался в стороне и внес свои коррективы в вышеуказанный законопроект, предложив конкретизировать критерии, по которым назначается внешняя администрация (спорный момент использование понятия контролирующего лица и самого признака прекращения деятельности). Также упоминается о необходимости предоставить Банку России право инициировать процедуру внешнего управления в финансовых организациях и определять особенности данной процедуры для поднадзорных ему лиц.

Главное о внешней администрации:

В законопроекте прописано, что в состав внешней администрации для нефинансовых организаций будут вводить представителей госкорпорации ВЭБ.РФ, для финансовых — Агентства по страхованию вкладов.

В обязанности внешней администрации будет входить возобновить/продолжить деятельность организации и предупредить ее банкротство, а также сохранить имущество и рабочие места, погасить долги по зарплате. Члены внешней администрации получат доступ к служебной, коммерческой и банковской тайнам.

Основная задача внешней администрации — создание на базе имеющегося имущества нового предприятия.

Далее акции вновь созданного предприятия выставляют на торги. Покупатель обязан сохранить не менее 2/3 трудового коллектива и не менее года продолжать деятельность этой организации.

Внешняя администрация обязана обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации организации, если организация имеет признаки банкротства.

Компании, в отношении которых может быть введена внешняя администрация должны отвечать совокупности следующих критериев:

  • иностранное лицо (иностранные лица, даже не аффилированные друг с другом) связано с «недружественными» государствами (утверждены Правительством) и является контролирующим организацию лицом или в совокупности прямо или косвенно владеет не менее 25% голосующих акций организации или долей в уставном капитале организации;
  • балансовая стоимость активов организации по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подаче заявления о назначении внешней администрации, составляет более 1 млрд. рублей, и (или) среднесписочная численность работников за месяц до подачи заявления о назначении внешней администрации превышает 100 человек.

По каким основаниям будет вводится внешняя администрация:

  • Если управление деятельностью организации прекращено контролирующими лицами в нарушение требований законодательства РФ. Внешняя администрация назначается на срок до 3 месяцев.
  • Если контролирующими лицами осуществляются действия, которые могут привести к необоснованному прекращению деятельности, ликвидации или банкротству организации. Внешняя администрация назначается на 6 месяцев. (Например, если после 24.02.2022 г. контролирующие лица публично заявили о прекращении деятельности организации в отсутствие очевидных экономических оснований, расторгли договоры, имеющие существенное значение для осуществления деятельности, направили уведомление о сокращении более одной трети работников).

Кем может быть подано заявление о назначении внешней администрации в суд:

  • ФНС России;
  • членом совета директоров (наблюдательного совета) организации.

Когда судом может быть отказано в назначении внешней администрации:

Если руководитель или участник (акционер) организации, владеющие более чем 50% голосующих акций (долей в уставном капитале) организации, подадут ходатайство об отказе в назначении внешней администрации и обязуются продолжить деятельность в РФ, а также представят доказательства устранения обстоятельств, послужившие основанием для назначения внешней администрации.

Спорные моменты:

  • В законопроекте указано, что отозванные лицензии подлежат восстановлению без оплаты со стороны российской компании, что может противоречить нормам международного права.
  • Неизбежно возникновение вопросов с исключительными правами прежних владельцев.
  • Нет четкого механизма удовлетворения требований кредиторов.
  • Может произойти, что контрагент будет связан с организацией, в отношении которой введена внешняя администрация, и не сможет разорвать с ней отношения.

Положения законопроекта не будут применяться к кредитным, страховым организациям и НПФ (за исключением процедур замещения активов путем выделения, а также процедур продажи акций (долей в уставном капитале) с торгов созданного путем замещения активов хозяйственного общества).

Одобренный комиссией документ теперь должны рассмотреть на общем заседании правительства, а после внести в Госдуму.