Второй пакет мер поддержки в условиях пандемии

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о новых мерах, которые обеспечивают поддержку экономики и граждан на в условиях пандемии. Это уже второй пакет поправок, которые призваны создать поддержку в условиях распространения COVID-19.

Отсрочка выплат по штрафам:

Законопроектом предусмотрено, что административный штраф в 2020 году должен быть уплачен являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом, а также руководителем и иными работниками указанного юридического лица, совершившими административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, привлеченными к административной ответственности, не позднее чем в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Указанные положения не будут распространяться на административные правонарушения, положения о которых имплементированы в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также на главу 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Продление лицензий:

Законопроектом предлагается расширить перечень сфер, на которые будет распространяться принцип «лицензия автоматом», — указывается в Пояснительной записке.

Это сферы, деятельность в которых регулируется:

  • Трудовым кодексом Российской Федерации в части аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • Водным кодексом Российской Федерации в части продления сроков действий разрешительных документов на водопользование;
  • Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда;
  • Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя;
  • Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части государственной экологической экспертизы;
  • Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части продления действия свидетельства о присвоении гостинице, горнолыжной трассе или пляжу определенной категории, выданного аккредитованной организацией;
  • Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в отношении временного подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения;
  • Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части продления разрешений на такси;
  • Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части продления сроков действия разрешительных документов в области охраны окружающей среды.

Судебная рассрочка:

В целях выхода из трудной финансовой ситуации компаний, в отношении которых был введен указанных мораторий, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предлагается дополнить положениями, в соответствии с которыми если в период действия моратория по заявлению должника, на которого распространяется действие моратория, введена процедура наблюдения или реструктуризации долгов гражданина, такой должник при соблюдении определенных критериев вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки. Судебная рассрочка предоставляется судом с учетом условий и сроков, проектируемых законопроектом. Судебная рассрочка распространяется на требования всех кредиторов, в том числе не включенные в реестр требований кредиторов.

Дополнительное регулирование арендных отношений:

Предлагается ввести для арендодателей государственного и муниципального имущества при обращении добросовестных арендаторов обязанность заключать дополнительные соглашения, предусматривающие пролонгацию сроков договоров аренды (до одного года), заключенных до введения в 2020 году на территории соответствующего субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности, на прежних условиях или условиях, не ухудшающих положений арендаторов. Кроме того, в связи с необходимостью обеспечения мер поддержки в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, пострадавших в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и неспособных оплачивать арендные платежи, предлагается обязать арендодателей при обращении добросовестно исполнявших свои обязанности арендаторов заключать соглашения о досрочном расторжении договоров аренды без взимания неустойки, убытков или иных штрафных санкций.

При этом вводимые положения предлагается сделать обязательными для исполнения владельцами государственной и муниципальной собственности без привязки к отраслям российской экономики, признанным в наибольшей степени пострадавшими в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Аналогичные меры предусмотрены в целях поддержки граждан и организаций, арендующих земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Законопроектом предлагается установление возможности заключения по желанию арендатора соглашения к договору аренды такого земельного участка в части увеличения срока действия указанного договора на три года, независимо от оснований его заключения, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате.

Постфактумное включение в Единый реестр субъектов МСП:

Законопроектом предусмотрены особенности формирования Единого реестра субъектов МСП в 2020 году, направленные на обеспечение возможности включения в реестр хозяйствующих субъектов, соответствующих указанным требованиям, но не предоставивших в 2019 году налоговую отчетность в установленные сроки, при условии ее предоставления о 31 мая 2020 г.

Поддержка туристов и туроператоров:

В дополнение к ранее принятому комплексу мер поддержки туроператоров предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием не только изменять сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, но и уменьшать размер указанного ежегодного взноса. Кроме того, законопроектом предусматривается возможность для туристов вернуть денежные средства, уплаченные за туристский продукт, как от туроператора, так и от турагента. Законопроектом предусматривается возможность смягчения последствий для должностных лиц туроператора при исключении сведений из реестра по независящим от него обстоятельствам, таким как непредставление финансового обеспечения ответственности туроператора (договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии) на новый срок, в том числе в связи с отзывом лицензии у страховщика или банка.

Законопроектом также предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению особенностей отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения, в том числе в части порядка, сроков и условий возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании.

Также законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» новой статьей 104 «Особенности изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта в отдельных случаях». При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части или в случае принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания либо возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы их жизни и здоровью, а равно опасности причинения вреда их имуществу Правительство Российской Федерации может принять решение о приостановлении на установленный им срок обязательств туроператоров по возврату туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм при условии предоставления таким туроператором туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта обязательства об обеспечении предоставления им в установленный срок равнозначного туристского продукта.

Если турист до окончания периода действия обязательства не воспользуется туристским продуктом, договор о реализации туристского продукта расторгается и туроператор обязан возвратить уплаченные таким туристом денежные суммы за туристский продукт не позднее чем в течение 10 дней с даты истечения срока действия обязательства, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами.

При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части законопроект предусматривает право Правительства Российской Федерации устанавливать особенности изменения и расторжения договора перевозки пассажира, а также возврата платы за проезд пассажира и за провоз его багажа.

Расширение полномочий Правительства:

  • Законопроектом также предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению особенностей организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе условий и требований, соблюдение которых необходимо для предоставления указанных услуг, порядка переоформления, продления или приостановления срока действия документов, выданных по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, особого порядка взаимодействия органов и организаций с заявителями, в том числе без необходимости личного посещения ими соответствующих органов и организаций.
  • Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочия по установлению особенностей оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

«Реализация законопроекта позволит Правительству Российской Федерации в период эпидемии и чрезвычайных ситуаций в условиях возникновения дефицита медицинских работников оперативно регулировать особенности оказания медицинской помощи, в том числе межведомственного характера, что создаст устойчивость правового регулирования в сфере охраны здоровья», — говорится в Пояснительной записке.

  • Предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом устанавливать особенности проведения государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, включая порядок и критерии распределения образовательными организациям дополнительных контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. При этом предусматривается, что к числу таких особенностей будет отнесена возможность признания результатов промежуточной аттестации в качестве результатов государственной итоговой аттестации обучающихся, заканчивающих освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
  • В связи с риском невозможности осуществления своевременного взаимодействия заявителей с Роспатентом в процессе предоставления государственных услуг в условиях режима самоизоляции граждан законопроектом предусматривается право Правительства Российской Федерации продлить срок совершения заявителем, правообладателем и иным лицом действий, в том числе связанных с уплатой патентных и иных пошлин.
  • Предусматривается право Правительства Российской Федерации устанавливать исключения, позволяющие оказывать финансовую поддержу субъектам малого и среднего предпринимательства, в случае если они помимо основной деятельности также осуществляют производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Изменения в сфере государственного регулирования алкогольной продукции:

Предлагаемые изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» направлены на изменение отдельных требований, касающихся регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, например:

  • Перевозки автомобильным транспортом этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются организациями, имеющими в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортные средства, оснащенные оборудованием для учета объема перевозок такой продукции. Автомобильный транспорт и оборудование для учета объема перевозок указанной продукции должны соответствовать требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Изменения в сфере таможенного регулирования:

Законопроектом предусматривается внесение изменения в Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части закрепления порядка исчисления сроков, устанавливаемых законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и уточнения положений статей 102, 103 и 107 о продлении исчисления устанавливаемых указанными статьями предельных сроков для совершения определенных действий (подачи декларации на товары, подачи подтверждающих документов после выпуска товаров).

Новые сроки осуществления переписи населения:

Законопроектом предлагается приостановить до 31 декабря 2021 г. действие пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» в части периодичности проведения Всероссийской переписи населения (не реже одного раза в десять лет) в целях обеспечения защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Изменение градостроительного законодательства:

В связи с тем, что проводимая органами государственной власти и органами местного самоуправления работа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон может не быть завершена в установленные сроки ввиду временных и материально-технических затрат на реализацию мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, Законопроектом предусматривается установить особенности применения (вступления в силу) норм, предусмотренных пунктом 18 статьи 1 и частью 2 статьи 7 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Голосование собственников помещений в многоквартирных домах:

Законопроектом предусматривается возможность установления особенностей проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования и очно-заочного голосования, в том числе в целях исключения физического контакта между гражданами.

Изменение процессуального законодательства:

Законопроектом предусматривается приостановление до 1 января 2021 г. действие положений Гражданского процессуального кодекса об обязательности предоставления ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами в исковом заявлении идентификаторов ответчика (должника).

Доставка обязательного экземпляра документов:

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» предлагается дополнить новой статьей 142, устанавливающей, что при наличии угрозы жизни и (или) здоровью граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе установить особенности доставки обязательного экземпляра документов, касающиеся сроков и порядка доставки обязательного экземпляра документов, а также количества предоставляемых экземпляров.

Перенос сроков вступления в силу законов:

Законопроектом предлагается также пересмотреть сроки вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Так, необходимо перенести с 1 июля 2020 г. на 1 января 2021 г. сроки вступления в силу положений, касающихся аккредитации и функционирования доверенных третьих сторон, удостоверяющих центров, осуществляющих хранение ключей подписи и позволяющих дистанционно ими управлять (облачная квалифицированная подпись), участие в процедуре аккредитации специальной правительственной комиссии, а также положений, связанных с применением специальных структурированных электронных машиночитаемых доверенностей.

Одновременно законопроектом предполагается закрепить положения о том, что удостоверяющие центры, аккредитованные до 1 июля 2020 г., вправе создавать и выдавать вплоть до 1 декабря 2021 г. квалифицированные сертификаты, которые будут действовать до истечения срока, на который они выданы, но не более чем до истечения срока аккредитации таких удостоверяющих центров и не позднее чем до 1 января 2022 г.

Изменение регулирования процедуры апостилирования:

Законопроектом предусматривается возможность установления Правительством Российской Федерации особенностей обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов компетентных органов о предоставлении информации, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации» в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к данным о проставленных апостилях со стороны российских и иностранных лиц.

Если Законопроект будет принят, то вступит в силу со дня его официального опубликования. Это обусловлено необходимостью незамедлительного реагирования на возникающие в настоящее время вызовы.