Важный законопроект, касающийся обеспечительных мер

Законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (о порядке наложения предварительных обеспечительных мер на имущество налогоплательщика)».

Правительство РФ 27 декабря 2021 г. внесло в Госдуму законопроект, разрешающий налоговым органам оперативно, еще до окончания выездной налоговой проверки, налагать обеспечительные меры на имущество компаний и индивидуальных предпринимателей.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что им предусмотрена основанная на объективных показателях четкая последовательность действий по наложению предварительных обеспечительных мер на имущество проверяемого лица, исключающая создание препятствий для продолжения его финансово-хозяйственной деятельности.

Предварительные обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества организации, ИП без согласия налогового органа будут производиться последовательно в отношении следующих групп имущества:

  • недвижимое имущество, в том числе не участвующее в производстве продукции (работ, услуг);
  • транспортные средства, предметы дизайна служебных помещений;
  • иное имущество, за исключением ценных бумаг и готовой продукции, в том числе товаров, предназначенных для перепродажи, сырья и материалов;
  • ценные бумаги.

Основная суть нововведений в том, что инспекция сможет арестовывать имущество и блокировать банковские счета компаний не по итогам выездной проверки, а уже с момента принятия решения о ее назначении.

А при выездной проверке меры могут применяться с момента ее назначения, но по согласованию уже с руководством ФНС.

«Совокупная стоимость имущества, в отношении которого могут быть приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, не может превышать сумму налогов, сборов, страховых взносов, неуплата которых установлена в ходе проведения камеральной налоговой проверки», — говорится в законопроекте.

Стоимость имущества, на которое может быть наложен запрет, не может превышать сумму, определяемую как положительная разница между совокупной суммой налоговых платежей, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки, и совокупной суммой налоговых платежей, уплаченных юрлицом или ИП за период, проверяемый в рамках выездной проверки.

Обеспечительные меры вводиться не будут, если отклонение от среднеотраслевой нагрузки не будет превышать 10% от совокупной суммы налоговых платежей или 3 млн. рублей, или 1/12 совокупной суммы налоговых платежей, уплаченных за 3 года, предшествующих году вынесения решения о выездной налоговой проверке; или 1/10 кадастровой стоимости недвижимого имущества, не обремененного залогом на дату вынесения решения о выездной налоговой проверке.

Также меры не будут применяться к участникам налогового мониторинга и крупнейшим налогоплательщикам (если сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за три прошлых года составляет не менее 2 млрд. рублей).

Меры будут действовать в течение установленного НК РФ срока проведения выездной налоговой проверки, срока оформления ее результатов и срока вынесения решения.