Транспортный налог: ожидания и реальность

С приближением нового налогового периода компании-автовладельцы, а также предприниматели и физлица, на которые зарегистрированы транспортные средства, ожидают изменений в системе дорожных платежей.

В средствах массовой информации неоднократно обсуждалось недовольство по поводу несправедливости взимания налога, его природы. При этом, за прошедших как минимум три законопроекта об отмене транспортного налога вносились в Госдуму, но все они отклонены.

Организации — юридические лица рассчитывают и переводят в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу самостоятельно (если они введены региональными властями на законодательном уровне) и годовой платеж (остаток).

Физические лица не рассчитывают сумму налога сами, а платят сумму в соответствии с налоговым уведомлением из ФНС. Такой документ ежегодно получает каждый автовладелец.

Ставки устанавливаются региональными законами. Они напрямую зависят от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспорта и года выпуска (срока эксплуатации). Поэтому Вы можете зарегистрировать ТС в более «выгодном» (рассмотрите возможность регистрации машины на филиал, родственника) для себя регионе.

Если средняя стоимость легкового авто составляет 3 млн. рублей и выше, при расчете транспортного налога применяют повышающий коэффициент, зависящий от года выпуска авто и его средней стоимости. Среднюю стоимость автомобилей определяет Минпромторг в соответствии с приказом от 28.02.14 № 316. Перечень дорогих авто средней стоимостью от 3 млн. рублей ведомство публикует ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте.

В настоящее время актуальный перечень легковых авто, стоимостью от 3 млн. рублей, для расчета транспортного налога за 2018 год от 20 августа 2018 года опубликован на сайте ведомства.

С 1 января 2019 года вступают в силу очень важные поправки, касающиеся вычетов по транспортному налогу. Теперь владельцы большегрузов (авто с разрешенной максимальной массой от 12 тонн) не смогут вычесть из транспортного налога плату, перечисленную через систему Платон. Такие изменения в кодекс внесены Федеральным законом от 03.07.16 № 249-ФЗ. Кроме того, организации — владельцы большегрузов освобождены от уплаты авансов по транспортному налогу независимо от того, какой порядок установлен законом субъекта РФ.

Изменения в форме декларации с 2019 года. ФНС опубликовала проект приказа с изменениями в действующую форму, утвержденную приказом от 05.12.16 № ММВ-7-21/668@. Поправки в бланк налоговики вносят в связи с вышеуказанным нововведением (абз. 12-14 п. 2 ст. 362 НК РФ утратили силу). В строках 280 и 290 формы будут указываться сведения о налоговом вычете (плата в системе Платон) за периоды, когда допускалось его применение. В новой форме декларации планируется изменить штрихкоды («05408016» на «05409013», «05408023» на «05409020», «05408030» на «05409037»).

Для плательщиков-физлиц налоговики не будут применять повышающие коэффициенты 1,3 и 1,5 для дорогих машин. При расчете налога на авто возрастом до трех лет и стоимостью 3-5 млн. рублей чиновники воспользуются только коэффициентом 1,1. При этом список дорогих автомобилей существенно расширили, включив в него больше тысячи новых марок и моделей машин.

Контролеры также советуют проверить и региональные изменения налоговой ставки и льгот, так как власти субъектов РФ могут определять их по своему усмотрению.