Проблемы и перспективы развития института медиации в России

В рамках научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития института медиации в России» Партнер Компании «ПЕРСОНАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» Ваюкин В.В. выступил с докладом на тему: «Необходимость развития института медиации в налоговых спорах».

В рамках научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития института медиации в России» Партнер Компании «ПЕРСОНАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» Ваюкин В.В. выступил с докладом на тему: «Необходимость развития института медиации в налоговых спорах».

В своем докладе Ваюкин Василий отметил, что на сегодня применение медиации в
административных публичных спорах, к которым относятся и налоговые споры, в
соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «
Об альтернативной процедуре урегулирования споров с
участием посредника (процедуре медиации)» не
предусмотрено, то есть применение процедуры медиации, в силу императивности
действия публичного закона, невозможно. Однако готовность использования не
только принципов медиации, но медиативной процедуры решения налоговых споров в
целом, было заявлено М.В. Мишустиным еще в 2011 году, как одним из
значимых факторов, способствующих повышению доверия налогоплательщика не только
к налоговой службе, но и к государству в целом.

Здесь следует
также понимать, что сама по себе готовность ФНС России к подобного рода
эксперименту была обусловлена, в т.ч.
количеством
и самой тенденцией удовлетворенных в
Арбитражном суде требований налогоплательщиков — 62,8 % в 2011.  

При этом
также был велик удельный вес дел, в которых истцом выступают именно налоговые
органы – из 98 313 дел которых
 69 795 составляли дела о взыскании с организаций
и граждан обязательных платежей. Т.е. получалось так, что само по себе
государство в лице налоговых органов, пытаясь доказать свою правоту
налогоплательщику в большей степени проигрывало ему, тем самым демонстрируя
свою несостоятельность. 
 

С введением
обязательного досудебного порядка урегулирования всех налоговых споров, в т.ч.
действий и бездействия
должностных лиц, было решено сразу
нескольких задач: ускорение процесса рассмотрения жалоб, общее снижение
финансовых и временных затрат заявителя, снижение нагрузок на суды, а также
повышение качества работы налоговых органов с одновременным укреплением
гарантий налогоплательщиков по защите нарушенных прав.

Соответственно
изменились количество и тенденция
удовлетворенных в Арбитражном суде требований налогоплательщиков. По состоянию
на 9 месяцев 2015 года, согласно доступным статистическим данным сайта ФНС
России, по первой инстанции налоговых споров рассмотрено:

— с юридическими
лицами – 28 763 споров;

— с индивидуальными
предпринимателями – 2 253 спора;

— с физическими лицами – 31
160 спора. 

При этом следует обратить
внимание на количественные изменение соотношения рассмотренных арбитражными
судами налоговых дел в пользу налогового органа:

— по юридическим
лицам 82 %;

— по индивидуальным
предпринимателям 61 %.

что само по себе говорит о
качественности проводимого налоговым органом налогового контроля.
 

До настоящего времени оптимально не
сформирована налоговая медиация как правовой институт, а используются отдельные
процедуры и методы медиации для решения конкретных видов споров в сфере
налогообложения, например
 –
соглашения по вопросам трансфертного ценообразования. 

Появление диспозитивных форм налогообложения
(договорные), зависят от сосредоточенности ФНС
России не на
теории налогового права – его публичность и
императивность, а на эффективности налогового правового регулирования и
удобстве для налогоплательщиков.

Как показывает
практика, в условиях динамичности развития законодательства
о налогах и сборах, а также модернизации
иных отраслей современного российского права,
включая конкретизацию правовых норм органами судебной власти, расширительное и
ограничительное их толкования, совершенно
очевидно влекут образование противоречий и коллизий, и как следствие
способствованию возникновению налоговых споров.

При
этом, следует иметь в виду, что сама по себе формализация правил досудебного
рассмотрения жалоб, не повышает качество взаимодействия должностных лиц и
налогоплательщиков.

Необходимость
в эффективном управлении налоговыми нагрузками без ущерба для компании
оптимизирующей отчисления в бюджеты различных уровней, предопределила
потребность в формировании осторожного подхода к налоговой политики, особенно в
условиях:


ужесточения контроля со стороны государственных органов;


значительного повышение ответственности
к
лицам, осуществляющим разнообразную предпринимательскую деятельность;

что очевидно не
способствует развитию бизнеса в России, а наоборот сулит множество различных
трудностей и препятствий.

Одной из
сосредоточенностей ФНС России в эффективности налогового правового
регулирования и удобстве для налогоплательщиков можно назвать Приказ ФНС России
от 17.10.13 № ММВ-7-3/449@ «Об утверждении Порядка организации
деятельности налоговых органов по вопросам
формирования единой методологической позиции в области налогообложения
юридических лиц»
 (далее — Порядок).

В соответствии с
данным Порядком, а также как утверждает сама ФНС России в Письме от 18.10.13 №
ЕД-4-3/18669,

«…Системное
функционирование налоговых органов предполагает единообразие применяемых в ФНС
России и УФНС России по субъектам РФ механизмов реализации возложенных на
налоговые органы функций и задач, а также применение единого методологического
подхода к применению норм законодательства о налогах и сборах».

И так, в целях
формирования единой методологической позиции по неоднозначным вопросам
налогообложения юридических лиц, утвержденный порядок определяет в действиях
налоговых органов обязательства направлять в региональные управления проекты
актов камеральных и выездных налоговых проверок для получения заключений и
рекомендаций управлений.

Всего
предусматривается пять оснований для направления проектов актов проверок
территориальными инспекциями в региональные УФНС:

— если по данному
вопросу отсутствуют разъяснения ФНС России;

— если разъяснения
ФНС России не совпадают с позицией Минфина России;

— если существует
противоречивая судебная практика или судебная практика отсутствует вовсе;

— если разъяснения налогового и
финансового ведомств не совпадают с решениями судов, вступившими в законную
силу.

Данный порядок не
распространяется на вопросы, связанные с получением необоснованной налоговой
выгоды, нарушениями в сфере ценообразования и квалификации договорных отношений
и сделок.

При всем этом, в месте с проектом
актов камеральных и выездных налоговых проверок, для получения заключений и
рекомендаций управлений, будут направляться письменные пояснения самого
налогоплательщика, которые по сути своей являются проектом возражений на
потенциально возможный акт проверки. 

Еще одной такой сосредоточенностью можно назвать
активный интерес ФНС России к дискуссионным проблемам механизма получения
налоговых разъяснений (tax ruling).

Фактически, речь идет об официальном подтверждении из
налогового органа трактовки налогового законодательства, которое позволяет
собственникам бизнеса определить заранее их права  и обязанности, уровень
налоговой нагрузки в конкретной ситуации при проведении определенной сделки. 

Подобного рода попытки
разрешения налоговых споров в РФ установлены только в ст. 21 НК РФ,
согласно которой налогоплательщик вправе отправить письменный запрос как в
налоговые, так и финансовые органы для получения разъяснений по определенному
кругу вопросов.

Подобного рода инструмент налогового планирования,
предварительная оценка налоговых рисков компании, предоставляет возможность
улучшить инвестиционный климат во многих странах мира (Подобная процедура давно
отработана в США,  Нидерландах, Эстонии, Кипре и во многих других.). Ведь
для любого потенциального инвестора важно понимать «правила игры» заранее.
Особенно это актуально для сложно структурированных международных
холдингов. 

Указанные выше инструменты
фискальной политики государства в урегулировании налоговых споров внесудебном и досудебном порядке, очевидно, имеют своей
основной целью нахождение приемлемых для сторон путей и условий ликвидации
экономических конфликтов без обращения в суд, а также
росту
предпринимательской активности, формированию благоприятного инвестиционного
климата, уменьшению нагрузки на судебную систему.

В заключение отмечу,
с полной уверенность можно сказать, что использование потенциала принципов медиации в условиях повседневной профессиональной
деятельности,
в налоговых правоотношениях, поможет
наиболее эффективно урегулировать налоговые споры, способствуя улучшению
представления граждан о налоговой системе в целом. Тем более, если учитывать
значимость системы налогообложения для нормального функционирования общества и
государства и иметь в виду тот факт, что в российском обществе культура
ответственного налогоплательщика пока лишь формируется.

И самое главное: «Медиация
способна сохранить бизнес».