Об изменениях в часть I Налогового Кодекса РФ

17 февраля 2021 года был принят и опубликован Федеральный закон №6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

 Принятые изменения:

  • предоставляют дополнительные полномочия ФНС по контролю за ценами внешнеторговых сделок экспортёров;
  • регулируют особенности заключения соглашения между налоговой и налогоплательщиком о ценообразовании;
  • увеличивают сроки хранения документов для проверки корректности исчисления и уплаты налога с 4 до 5, а в некоторых случаях до 6 и 10 лет;
  • устанавливают обязанность банков по передаче дополнительных документов, содержащих банковскую тайну, по запросу налоговых органов;
  • вводят порядок приостановления рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков;
  • и др.

Предлагаем рассмотреть подробнее основные изменения, вносимые в Налоговый Кодекс РФ:

1. Изменения, вступающие в силу через месяц, после опубликования Федерального закона:

  • Про личный кабинет налогоплательщика: «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» — российский интернет-сервис для налогоплательщиков — физических лиц. Портал был разработан Федеральной налоговой службой Российской Федерации в декабре 2009 года в рамках программы «Электронное правительство».Сейчас в соответствии со ст. 11.2 НК РФ личный кабинет может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей. После вступления в силу изменений, личным кабинетом смогут пользоваться также лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.
  • Увеличение сроков хранения документов: Изменения и дополнения вносятся в пп.8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24, ст. 105.17 НК РФ.Теперь налогоплательщики и налоговые агенты будут обязаны в течение пяти лет, а не четырех, обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) и перечисления налогов.В случае, если налогоплательщик обратился с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, то он обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, указанных в пункте 4 статьи 1053 НК РФ (НП, НДФЛ, НДПИ, НДС и НДД), при исчислении которых учитывались доходы (расходы) по соответствующей сделке.

    В случае, если налогоплательщик обратился с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, то он обязан обеспечивать в течение уже 10 лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, указанных в пункте 4 статьи 1053 НК РФ, при исчислении которых учитывались доходы (расходы) по соответствующей сделке.

  • Об изменениях в уведомлении об участии в иностранных организациях: В п. 3 ст. 25.14. НК РФ вносится дополнение, касающееся порядка определения размера доли участия налогоплательщика в иностранной организации в случае ее изменения для целей уведомления налогового органа об изменениях доли участия. Применяться будет значение с точностью до двух знаков после запятой, при этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.
  • Упразднение банковской тайны: Ст. 86 НК РФ дополняется п. 2.1., в соответствии с которым банки обязаны выдавать налоговым органам паспорта, доверенности лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств со счета клиента документы и информацию, предоставляемые клиентом при открытии счета, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период) и пр.

    Анализ перечня дополнительной информации, которую будут получать налоговые органы от банков, говорит о расширении мероприятий, в т.ч. проводимых в ходе предпроверочного анализа.

  • Расширение функций ФНС по истребованию документов: Федеральным законом устанавливается возможность налоговых органов в рамках проведения налоговых проверок истребовать у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг информацию, связанную с ведением реестра владельца ценных бумаг.

    А вне рамок проверок налоговые органы смогут истребовать такую информацию только в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

    Изменения вносятся в ст. 93.1 НК РФ.

  • Регулирование порядка заключения соглашений о ценообразовании: В соответствии со ст. 105.19 НК РФ крупнейшие налогоплательщики могут обратиться в ФНС с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Это соглашение между налогоплательщиком и ФНС о порядке определения цен и применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения.

    Федеральным законом в порядок заключения указанных соглашений внесено сразу несколько изменений. Вот некоторые из них:
    а) при рассмотрении заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения ФНС будет использовать методы, установленные НК РФ: метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (изменения в абз. 1 п. 1 ст. 105.7 НК РФ). Применение указанных методов может быть осуществлено с учетом особенностей, установленных законодательством иностранного государства, при рассмотрении заявления о заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, в случае, если одна из сторон которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложении (ст. 105.7 НК РФ дополняется п. 2.1.);
    б) Налоговый орган не сможет принимать решения о проведении проверки в отношении совершенной налогоплательщиком в календарном году контролируемой сделки в том случае, если налогоплательщик обратился с заявлением с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании за тот же календарный год, если не принято решение о заключении соглашения о ценообразовании либо решение об отказе от заключения такого соглашения (изменения в п.1 ст. 105.17 НК РФ);
    в) Исключена необходимость представления налогоплательщиком вместе с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом органе (утрачивают силу пп. 4 и пп.5 п. 1 ст. 105.22 НК РФ);
    г) Установлен 10-дневный срок для представления истребуемых документов, указанных в п. 1 ст. 105.22 НК РФ;
    д) Увеличивается максимальный срок рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства с 9 до 27 месяцев (изменения в п.4 ст. 105.22 НК РФ).

    2. Изменения, которые будут применяться к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются только с 1 января 2022 г.:

  • Предоставление дополнительных полномочий ФНС по контролю за ценами внешнеторговых сделок экспортёров: Изменения касаются также расширения списка товаров, сделки с которыми на международных рынках подпадают под обязательный контроль российских налоговых органов.

    Сейчас обязательному контролю подлежат товары, цены на которые формируются на мировых биржевых торгах, – согласно ст. 105.14 НК к ним относятся нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгметаллы и драгоценные камни.

    Однако по факту контроль за ценами во внешнеторговых сделках по продаже черных металлов, минеральных удобрений и драгоценных камней не ведется, поскольку, как указал Минфин в своем письме от 23.04.2020 № 03-12-11/1/33445, «среди таких групп товаров, как черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни, товары мировой биржевой торговли отсутствуют».

    Новая редакция п.п. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ будет применяться к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются только с 1 января 2022 г., вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

    Одной из групп налогоплательщиков, которых затронет новый законопроект, станут все компании, осуществляющие сделки, признаваемые контролируемыми. Так в соответствии с законопроектом, исключаются периоды проведения налоговой проверки или налогового мониторинга, в рамках которых ранее налоговый орган мог обнаружить факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены налогоплательщиков в установленном порядке, и известить федеральный орган исполнительной власти.

    Кроме того, изменения, вносимые в ст. 105.14 НК РФ предоставят Налоговой Служба право требовать уплаты налога по некой расчетной цене, которая может оказаться выше внутренней. В этих случаях налогоплательщику придется платить налог с разницы между трансфертной и расчетной ценой.

    Мало того, расчетную рыночную цену налоговики смогут применять и к сделкам с независимыми компаниями, что потенциально в случае значительного превышения расчетной цены над фактической может сделать невыгодным совершение сделок.

    3. Изменения, вступающие в силу в особом порядке:

    Нижеуказанные изменения в НК РФ будут применяться только в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после дня вступления в силу Федерального закона.

    Таким образом, положения принятых норм не будут распространяться на жалобы (апелляционные жалобы) уже поданные и находящие на рассмотрении вышестоящего налогового органа на момент вступления в силу изменений в НК РФ.

  • Расширение списка случаев оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения: В п. 1 ст. 139.3 НК РФ содержится список из пяти пунктов, являющихся основанием для оставления поданной жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части.В соответствии с принятыми изменениями данный список дополняется следующими случаями:
    а) до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
    б) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание;
    в) до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.
  • Введение порядка приостановления рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков: Ст. 140 НК РФ дополняется порядком и условиями приостановления рассмотрения жалоб (апелляционных) жалоб, подаваемых налогоплательщиками. 

    Так, лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия по ней решения вправе обратиться с ходатайством о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части в целях представления дополнительных документов (информации), но не более чем на шесть месяцев.

    В этом случае, вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, вправе приостановить рассмотрение жалобы полностью или частично либо отказать в приостановлении. Решение принимается в течение 5 дней со дня получения ходатайства, и в течение 3 дней со дня принятия такое решение сообщается лицу, подавшему жалобу.

    Также в ряде случаев рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) может быть приостановлено самим вышестоящим налоговым органом, рассматривающего жалобу, без ходатайства налогоплательщика:

    Перечень случаев закрытый:
    а) до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;
    б) в случае невозможности рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве;
    в) до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры в порядке, предусмотренном главой 203 НК РФ.

  • Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) с использованием видео-конференц-связи: Также ст. 140 НК РФ дополняется возможностью рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.Ждем принятие соответствующего порядка, чтобы начать пользоваться данной возможностью.