Контроль за ценами

Правительство направило в Государственную Думу законопроект, который предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) в части совершенствования мероприятий налогового контроля за ценами, а также порядка заключения соглашений о ценообразовании (далее – СОЦ) для целей налогообложения.

Суть изменений и дополнений сводится к следующему:

  • Внешнеторговые сделки с товарами, составляющими основные статьи экспорта Российской Федерации (нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы), будут признаваться контролируемыми независимо от их принадлежности к товарам мировой биржевой торговли. При превышении порога в 60 млн. руб. сделки с такими товарами будут признаваться Контролируемыми, даже если они совершены с независимым лицом.
  • Территориальные налоговые органы получат возможность направлять информацию о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках в ФНС России вне рамок мероприятий налогового контроля.
  • При заключении СОЦ в отношении внешнеторговых сделок с участием зарубежного уполномоченного органа будет предусмотрена возможность использовать методы ТЦ, предусмотренные иностранным законодательством, если: у метода ТЦ, предлагаемого к использованию при заключении СОЦ, существует российский аналог или результаты применения метода с учетом специфики иностранного законодательства и российского аналога в целом сопоставимы.
  • В случае недостижения взаимного соглашения о заключении СОЦ между ФНС России и зарубежным уполномоченным органом российский налогоплательщик сможет повторно обратиться с заявлением о заключении СОЦ только с участием Российского налогового органа (государственная пошлина повторно не взимается).
  • В отношении контролируемой сделки, по которой налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении СОЦ, не может быть открыта проверка по контролю цен для целей налогообложения. Однако, в случае если ФНС России вынесла мотивированный отказ от заключения СОЦ, проверка по такой контролируемой сделке может быть начата в течение двух лет с момента такого решения (могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в течение 5 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки).
  • Регламентируются по срокам отдельные процедуры, предусмотренные в ходе заключения СОЦ.

Выводы: Законодатель попытался сделать процедуру заключения СОЦ более привлекательной для налогоплательщика. При этом есть вероятность расширения списка контролируемых сделок с сырьевыми товарами в связи с возможностью менять перечень Минпромторгом самостоятельно.