Как прошел XV налоговый форум

28 октября 2019 года прошел круглый стол в рамках XV Всероссийского налогового форума на тему «Регуляторные проблемы налогового контроля». Модератором выступил управляющий партнер компании TAXmanager Ваюкин Василий Викторович.

В рамках круглого стола были освящены не только подходы налоговых органов к осуществлению налогового контроля, но и были раскрыты вопросы, которые волнуют большинство налогоплательщиков, в связи с осуществлением проверяющими контрольных полномочий.

Практически ни одно выступление участвующих лиц не обошлось без упоминания понятия «необоснованной налоговой выгоды». Введение новой статьи 54.1 НК РФ не упростило жизнь и понимание проблемы проверяемыми, а также и не установило четкие ориентиры. В связи с этим выступления двух участников круглого стола посвящались практике применения 54.1 НК РФ. В том числе, Зам. начальника отдела камерального контроля ФНС России Сухомлиновой В.Н.

Кроме того, не менее интересными были следующие темы, предложенные для обсуждения в рамках круглого стола: комиссия по легализации как одна из форм налогового контроля; защита инвестиций предприятия от налоговых рисков; порядок погашения задолженности налогоплательщиками (как добросовестными, так и теми, кто уклоняется от исполнения обязанности); практика применения TAX RULING; налоговый мониторинг как форма сотрудничества с налоговым органом.

В рамках круглого стола часть вопросов, поступивших заранее, в том числе от присутствующих налогоплательщиков, была задана Овчару О.В. (начальнику Правового Управления ФНС России), а также в конце мероприятия модератору круглого стола Ваюкину В.В.

В целом мероприятие было продуктивным и позволило хоть немного приблизиться к пониманию вопроса, насколько возможен диалог с налоговым органом.

Сам форум завершился проведением пленарного заседания. В нем принял участие и управляющий партнер компании TAXmanager  В.В.  Ваюкин.

Содержание доклада Президента ТПП РФ Сергея Катырина, который открыл пленарное заседание, размещено на официальном сайте Торгово-промышленной палаты Российской федерации.

В своем выступлении он обратил внимание собравшихся на несколько проблем.

Одна из них – общая налоговая нагрузка на бизнес, которая, по оценке ТПП РФ, продолжает расти.

Есть вопросы и относительно налогообложения именно малого бизнеса, этой наиболее уязвимой к негативным изменениям категории предпринимательства. Так, налог на вмененный доход (ЕНВД) с 2021 года отменяется, и это существенный удар по малым предпринимателям, подчеркнул Сергей Катырин. И уж тем более на таком фоне, продолжил он, представляется нерациональным предложенное Минэкономразвития РФ увеличение с 1 января 2020 года коэффициента-дефлятора по всем специальным налоговым режимам. Это приведет к росту налоговой нагрузки на малый бизнес в среднем на 4,9 процента, что даже выше среднего уровня инфляции.

Очень полезным было бы для бизнеса закрепление удобного и щадящего механизма постепенного перехода из одного налогового режима в другой, отметил Сергей Катырин, тогда многие проблемы ушли бы сами собой, например, вопрос с дроблением бизнеса был бы в значительной степени решен.

В части совершенствования налогового администрирования Палата предлагает предусмотреть для налогоплательщиков право выставлять на контрагента один итоговый счет-фактуру в рамках долгосрочных договоров при условии многократности операций в одном периоде. Минфин РФ, напомнил Сергей Катырин, в 2016 году уже разъяснял, что в одном счете-фактуры можно указывать товары, отгруженные в течение пяти дней с указанием каждой товарной позиции.

Необходимо, и об этом ТПП РФ многократно говорила, завершить работу по реформированию всей системы неналоговых платежей. В Основных направлениях налоговой политики до 2022 года Минфин РФ три платежа определяет как налоги – это утилизационный сбор, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор. Это, к сожалению, снова увеличит налоговую нагрузку на бизнес. Предстоит провести инвентаризацию остальных неналоговых платежей и определить их судьбу. Для таких платежей необходимо установить прозрачную процедуру их принятия, исключающую их бесконтрольное и значительное увеличение.

В конце сентября 2019 года Госдума РФ приняла ФЗ «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный ТПП РФ. Закон распространил действие нулевой ставки НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов в целях гармонизации налогового законодательства государств – членов Евразийского экономического союза. Принятие закона, по подсчетам бизнеса, позволит на треть увеличить грузопоток из Китая в Европу и обратно. Однако положения закона распространяются исключительно на железнодорожные перевозки. Палата полагает, заявил глава ТПП РФ, что можно применить аналогичный порядок (нулевая ставка НДС) налогообложения в отношении порожних контейнеров, перемещаемых с использованием маршрутов «железная дорога + море».

Было бы целесообразно и полезно для бизнеса сохранить в Налоговом кодексе РФ возможность при определении транспортного налога на транспортные средства полной массой более 12 тонн учет суммы платежей, уплаченных по системе «Платон». Раньше было предусмотрено уменьшение исчисленного транспортного налога на суммы, уплаченные по этой системе (срок действия такого порядка был установлен лишь до конца 2018 года). Палата, сообщил Президент ТПП РФ, предлагает внести изменения в главу 28 Налогового кодекса РФ и сохранить этот порядок на бессрочной основе.

Наконец, тема, которая поднималась и на предыдущих форумах: в Налоговом кодексе РФ, по мнению Сергея Катырина, необходимы серьезные изменения, в частности, следует дополнительно структурировать действующие нормы налогового законодательства, упростить правила администрирования налогов и сборов, предусмотреть меры по стимулированию предприятий.

Далее прозвучал доклад Михаила Мишустина, посвященной цифровизации работы налоговой службы.

Свое выступление руководитель ФНС начал в форме ответа Президенту ТПП РФ в части его предложений по внесению изменений. Далее перешел к обсуждению новых инструментов в области администрирования.

Применение АСК-НДС позволило в корне изменить отношение к недобросовестной налоговой конкуренции в бизнес-среде всего за несколько лет. Так, доля сомнительных операций по НДС с 8% в 2016 году снизилась до 0,6% в первом полугодии 2019 года, а количество организаций с признаками фиктивности – с 1,6 млн. до 120,6 тыс. за тот же период. Прослеживаемость также освободит рынок от недобросовестных налогоплательщиков.

Также Михаил Мишустин указал, как удалось добиться снижения административной нагрузки на бизнес. Кроме того, он поблагодарил всех налогоплательщиков, которые с терпением отнеслись к периоду ввода новой системы АИС-3, которая позволила предоставить одинаковые правила сервисного обслуживания.

«Борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией – тренд глобальной налоговой повестки», — отметил Михаил Мишустин.

Далее слово было предоставлено Руководителю Департамента налогового и юридического консультирования KPMG Орлову Михаилу, за  круглым столом, модератором которого он был, обсуждалась тема налоговый мониторинг как новая форма контроля. Его выступление было посвящено основным направлениям налоговой политики. При этом стратегические задачи совершено не соотносятся, по его мнению, с теми амбициозными целями, которые поставлены в экономическом плане.

Также в пленарном заседании со своими докладами выступили: представитель компании «Пепеляев групп» Зарипов В.М., председатель Исполнительного комитета РСН Артем Юрьевич Кирьянов, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» П.А. Гагарин, заместитель Генерального директора ООО «Такском» В.Ю. Зудин.

Пленарное заседание завершил доклад Василия Викторовича Ваюкина. В рамках круглого стола были затронуты темы, начиная с избыточности налогового контроля и заканчивая обсуждения возможностей перехода к сотрудничеству с налоговыми органами. Кроме того, поднимались важные темы возможности поиска альтернативных способов разрешения конфликтов. Соглашение по фактическим обстоятельствам между налогоплательщиком и налоговым органом является также очень важным инструментом для ускорения и упрощения процедуры спора. Все свои предложения направлялись компанией в адрес ТПП РФ и были учтены при выработке рекомендаций по результатам данного Форума.

С нетерпением ждем подобных мероприятий в будущем.

Источник: ТПП РФ