ФНС высказывается против злоупотребления с использованием иностранных структур

С 01 июня 2018 года перестало действовать Письмо ФНС России от 17.05.2017 № СА-4-7/9270@ в его старой редакции. И СМИ тут же сообщили о том, что подготовлено новое. Предупреждая компании, что право на пользование льготой еще нужно доказать. Конечно, для начала необходимо ознакомиться с изменениями. На наш взгляд, это не является новой позицией. Письмо, как это часто происходит, закрепило сложившуюся практику или сформированный подход.

Ранее мы уже сообщали Вам о практике, которая сложилась по данному вопросы на данный момент.

Акцентируем внимание на термине «экономического присутствия» — должны быть инвестиции в экономику той юрисдикции, в которой находится компания.

Далее, как же определить кондуитные компании (которые, создаются для транзита доходов, чтобы можно было воспользоваться льготами соглашений об избежании двойного налогообложения):

  • иностранная фирма не ведет предпринимательскую деятельность (если она лишь финансирует аффилированные компании – это не говорит о самостоятельной предпринимательской деятельности);
  • основная прибыль офшора – это доходы с территории РФ;
  • у него нет значительных финансовых, коммерческих рисков;
  • нет обычных для бизнеса операционных расходов или они минимальны (платить за регистрацию и содержание офиса недостаточно).

Освобождения или льготных ставок налогов не стоит ждать тем, кто переводит доход резиденту другого государства, который фактически является подставным лицом и бенефициаром дохода. Кроме того, указывает ФНС, соглашения об избежании двойного налогообложения не работают в случаях, когда отношения, стоящие за предоставлением финансирования и выплатой дохода, не связаны с привлечением иностранного капитала в российскую экономику, а все действия участников направлены лишь на создание удобного налогового режима.

То есть, налогоплательщик не должен создавать видимость деятельности при помощи льгот через «иностранцев».

Подозрительным ФНС считает «искусственное привлечение» иностранной организации — резидента государства, с которым у РФ есть соглашение. Компании должны обосновывать необходимость совершения сделок с вовлечением иностранных структур, «а также предоставлять доказательства разумности сделанного выбора и обоснованности предпринимательского риска». В случае создания иностранной компании российским игроком — особое внимание уделяется оценке ее финансово-хозяйственной деятельности. Если налоговики не увидят за ней предпринимательской деятельности, они определят ее в качестве технической. При этом, только инвестиции в деятельность компаний группы не будут считаться самостоятельным предпринимательством.

Недостаточно создать холдинговую структуру или исправно инвестировать деньги, нужно, по сути, уходить от популярных схем налогового планирования с использованием офшорных компаний, иностранных структур с международными налоговыми льготами.