ЭДО и маркировка товаров

17 июля 2019 года в ТПП РФ прошла сессия рабочей группы по вопросам электронного документооборота. В ней приняли участие юристы TAXmanager Каштанова Марина и Мязина Арина.

В настоящее время на рассмотрении находится ряд законопроектов, которые предусматривают цифровизацию отношений во многих сферах жизни: трудовые отношения, реализация туристической продукции, идентификация граждан и юридических лиц.

В настоящее время доработан текст законопроекта  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» в части совершенствования процедуры аккредитации удостоверяющих центров». Его целью служит внедрение реестровой модели оказания госуслуги по аккредитации удостоверяющего центра.

Первое выступление — Персиковой И.С. было посвящено отдельным вопросам применения НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Важно обратить внимание в работе, что произошли изменения в порядке заполнения декларации по НДС.  А именно в 3 разделе декларации появились новые строки для тех, кто отказался от применения ставки 0%. Так введена строка 043.

Напомним, что такая возможность (с 01.01.2018г.) предоставлена благодаря введенному в ст. 164 НК РФ п. 7, согласно которому при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщик вправе выбрать, по какой налоговой ставке производить налогообложение соответствующих операций.

Строка 044 введена для участников программы такс-фри. Также предусмотрена новая строка 135 для отражения в ней вычетов, исчисленными розничным торговцем по товарам, реализованным с оформлением чека такс-фри.

Много изменений произошло по кодам операций, на что следует обращать внимание при заполнении декларации.

Также выступающий обратил внимание на следующие важные моменты: что нет необходимости представлять контракт, если он ранее направлялся в инспекцию (нужно только в уведомлении указать когда и куда), декларацию можно распечатать из личного кабинета (где будет уже проставленная отметка), товарно-транспортные документы также могут не предоставляться в инспекцию.

При этом следует обращать внимание, что законодательно есть ограничения по истребованию документов. Вы не обязаны представлять документы в любых случаях. Глава 21 предусматривает возможность истребования только если выявлено несоответствие сведениям имеющимся у налогового органа или отсутствие сведений, поступающих из таможенной службы.

Кроме того, необходимо обратить внимание на возможность представления реестра деклараций в электронном виде. Ирина Сергеевна призывает всех пользоваться реестром документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по рекомендуемой ФНС форме.

Реестр сведений – это документ, представляемый вместо деклараций или транспортных, товаросопроводительных документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% по НДС при реализации товаров, предусмотренных пп. 1,2.1-2.3, 2.5.-2.8., 2.10, 3, 3.1., 4, 4.1, 8, 9,9.1., 12п.1 статьи 164 НК РФ, и содержащий реквизиты указанных документов, а также иные сведения.

С 3 квартала этого года таким образом Вы уже можете представлять таможенные декларации с отметкой из личного кабинета и электронную железнодорожную накладную.

 Итак, для налогоплательщиков важны следующие выводы из выступления:

  • налоговый орган не должен и не будет запрашивать у Вас документы, подтверждающие ставку, если только сведения не совпадут с имеющимися в инспекции или поступившими из ФТС;
  • предпочтительно пользоваться формой реестров;
  • цель использования электронного документооборота – это автоматизация проверок.

На официальном сайте ФНС есть возможность проверить наличие документов в инспекции при подтверждении ставки по НДС.

Новации в отношении операций по реализации работ (услуг) местом реализации которых не признается территория РФ: Суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территории РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в том числе в случае: приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория РФ.

Для представителей бизнеса интересно выступление Кетова И.В., который рассказал о возможностях при создании электронного документооборота.

Первое с чем столкнется организация, которая пытается перейти на электронный документооборот – это создание электронного архива. Все документы будут хранится в карточках. Необходимо будет перейти на работу по принципу: если документ поступил, то он должен быть в системе. Возможности: автоматический подбор документов в ответ на требование, сверки.

Очень важно было послушать о реальном опыте перехода на электронный документооборот, которым поделилась главный бухгалтер Nissan Гатина А. В своей компании им удалось перевести 85% поставщиков на ЭДО, и 100 % дилеров по всей территории РФ.

Проблемы с которыми столкнулись: это выгрузка данных. А значит нужно продумывать правильность хранения информации.

Какие плюсы для себя выявили: Уже пройдено две проверки, где нужно было представить около 70 тыс. документов. А также проверка, где была рассмотрена возможность представления электронных реестров документов, вместо огромного массива, измеряемого фурами.

О маркировке и прослеживаемости удалось узнать благодаря Лапиной О.Г. (советник заместителя Руководителя ФНС России).

В своем выступлении Ольга Гелиевна акцентировала внимание на разнице понятий прослеживаемости и маркировке, а также прослеживаемости, которая является следствием маркировки.

Цель введения этих понятий – это противодействие незаконному движению товаров.

Законодательная база, которую необходимо изучить по данному вопросу: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления».

То о чем идет речь – это, в первую очередь, документарная прослеживаемость. Будет введен УПД. Новый утвержден приказом от 19.12.2018 № ММВ-7-18/820@.

Как для маркировки, так и прослеживоемости нужен будет электронный документооборот.

По вопросу маркировки выступил представитель ЦРПТ. Центр развития перспективных технологий создан для реализации глобальных проектов в цифровой экономике, формирует необходимую экспертную и технологическую инфраструктуру.

Страны ЕАЭС договорились, что товары имеют хождение только после идентификации, то есть маркировки. Для участников маркировки ЦРПТ на бесплатной основе готов предоставить систему по маркировке товаров. Операторы фискальных данных будут передавать информацию о продаже маркированного товара.

Важные вопросы:

  • Маркировать должен будет товар тот, у кого будет товар на момент необходимости маркировки.
  • Вопрос стоимости введения данных изменений не был рассмотрен полностью. Представителей бизнеса волнуют расходы, которые они понесут при маркировке товара. На сессии мы отметили, что это расходы на нанесение (которые точно установить пока не могут), считыватель – аппарат (около 2 тыс. руб.), цена за маркировку каждого товара 50 коп. без НДС.

От себя хотелось бы добавить:

Сроки введения обязательной маркировки для отдельных товаров:

  • Табачная продукция — с 1 марта 2019 года;
  • Обувь — с 1 июля 2019 года;
  • Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек — с 1 декабря 2019 года;
  • Духи и туалетная вода — с 1 декабря 2019 года;
  • Новые шины и покрышки пневматические резиновые — с 1 декабря 2019 года;
  • Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи — с 1 декабря 2019 года;
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия — с 1 декабря 2019 года;
  • Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки — с 1 декабря 2019 года;
  • Бельё постельное, столовое, туалетное и кухонное — с 1 декабря 2019 года.

По поводу расходов: Помимо прочего не учтены расходы, которые бизнес понесет далее, когда коды идентификации станут платными, при введении ЭОД – расходы тоже внушительные, административные штрафы при недостоверной информации, отсутствие маркировки, за хранение немаркированного товара.