Законопроект № 239932-7, принятый в первом чтении Государственной Думой РФ 13 декабря 2017 года, направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и внедрение в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» новой реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов.
По мнению инициаторов законопроекта, в действующем законодательстве о банкротстве недостаточно эффективных механизмов, направленных на восстановление платежеспособности должника, в результате чего подавляющее большинство дел о банкротстве возбуждаются по заявлениям кредиторов, и уже в тот период, когда финансовое положение должника практически никогда не позволяет удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Поэтому, с целью создания стимулов для использования добросовестными должниками правовых механизмов решения возникших финансовых затруднений, а также предупреждения фиктивных банкротств, Закон о банкротстве предлагается дополнить процедурой реструктуризации долгов, которую будет осуществлять антикризисный управляющий.
Причем предусматривается возможность подачи в арбитражный суд должником или кредитором не только заявления о признании должника банкротом, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.
Однако, если после принятия судом заявления о введения процедуры реструктуризации долгов должник докажет (в том числе на основании отчета о финансовом состоянии должника) что восстановление его платежеспособности невозможно, арбитражный суд по результатам рассмотрения заявления о признании должника банкротом вправе открыть конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения.
Как полагают авторы законопроекта, такой подход позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, и обеспечить более экономичную и быструю ликвидацию потенциально неплатежеспособных должников.
Предполагается обязать должника предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов.
Также, законопроект предоставляет кредиторам, антикризисному управляющему, уполномоченным органам, представителям работников должника и третьим лицам (например, органам местного самоуправления) предоставить свой план реструктуризации долгов.
Поскольку законопроектом предусмотрены и иные положения, направленные на обеспечение гибкой вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации долгов, полагаем, что он будет принят Государственной Думой, не исключая при этом внесения в него дополнений и изменений.
Новую реабилитационную процедуру предлагается использовать в отношении дел о банкротстве, производство по которым будет возбуждено после 1 октября 2018 года.