Россия вошла в число стран, в которых прямо запрещено создавать схемы ухода от налогов. Президент России Владимир Путин 19 июля 2017 года подписал изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие законодательный запрет на создание схем уклонения от налогообложения. В новой редакции НК будет содержать список недобросовестных действий налогоплательщиков, при которых Федеральная налоговая служба (ФНС) будет отказывать в признании расходов по налогу на прибыль организаций и вычетов из налоговой базы по НДС. Добросовестные и недобросовестные признаки поведения налогоплательщика объединяются теперь не формальными критериями, а принципом реальности осуществленных операций.
Поправки к НК, подписанные на днях Президентом Владимиром Путиным, направлены на запрет создания схем юридического оформления финансово-хозяйственных операций, целью которых является умышленное занижение налоговой базы или уклонение от уплаты налогов. Таким образом, Россия вошла в число стран, начавших реализацию рекомендаций ОЭСР по ограничению размывания налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (план BEPS) непосредственно в налоговое законодательство. С этого момента в РФ формально заканчивается эпоха легальности схем занижения налоговой базы, широко распространенных в 1991–2006 годах: НК теперь прямо объявляет незаконными операции, связанные с занижением налоговой базы. До недавнего времени формально закон придумывать схемы не запрещал, незаконными их признавал лишь суд в каждом конкретном случае.
Поправки к НК, которые Минфин и ФНС прорабатывали несколько лет, были впервые внесены в Госдуму в 2014 году, однако недостаточная четкость в формулировках критериев отнесения отдельных операций к незаконным, приостановила их принятие. В новой версии законопроект был внесен в Госдуму весной 2015 и обсуждался в экспертном совете при бюджетно-налоговом комитете. В финальной версии, в третьем чтении, он был принят 7 июля 2017.
К этому времени поправки к НК приобрели концептуальное оформление, по словам первого заместителя главы ФНС Сергея Аракелова. Были сняты последние разногласия по реализации принципов новой ст. 54.1 НК, в частности, бизнес настоял на том, что сами по себе проблемы контрагента по сделке (например, неустановленность лица, подписавшего контракт, нарушение контрагентом законодательства) не должны быть для ФНС основанием для отказа в вычете или учете расходов налогоплательщика. Единственным критерием незаконности операции, влияющей на налоговую базу, в этом смысле является нереальность ее выполнения контрагентом. Это не формальный, а содержательный критерий, и весьма важный: по сути, он определяет, что на объем уплачиваемых налогов в общем случае влияет только бизнес-деятельность налогоплательщика, но не юридическое оформление им этой деятельности, направленное на поиск способов неуплаты той или иной суммы налогов.
По факту, большая часть бизнеса в РФ уже живет в этой реальности: с 2006 года, после выхода постановления пленума Высшего арбитражного суда от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», «налоговая оптимизация» последовательно запрещалась судебной практикой. Нынешние поправки к НК формализуют тот же подход, но уже на уровне законодательства. Принцип необходимости доказательств «умышленности» действий налогоплательщика в НК из судебной практики перенесен. Поправки к НК исключают применяемый ранее судами и критикуемый деловым сообществом принцип «непроявления должной осмотрительности» налогоплательщиком и заменяют его более точным и понятным принципом: любая сделка, влияющая на уплату налога, должна быть совершена заявленным непосредственным контрагентом. Это окончательно закрывает возможность самой распространенной схемы занижения налоговых обязательств — использования фирм-однодневок: если юридическое лицо—контрагент не выполняло или не могло выполнить контракт, за который получило оплату, у такой сделки не может быть налоговых последствий в виде занижения обязательств на налоговые вычеты и расходы.
Несмотря на то, что практику работы ФНС происходящее радикально не поменяет, поправки к НК в теории должны вызвать сокращение и маргинализацию бизнеса, связанного с искусственным занижением налоговой базы, и рост бизнеса, связанного с репутационным анализом.