У компаний, юридический адрес которых не соответствует фактическому, появились новые риски.
Раньше Налоговые органы не имели специальных законных оснований регулировать и бороться с фиктивными юридическими адресами компаний, то теперь они получили правовую аргументацию.
Достоверность юридических адресов недавно были урегулированы поправками в Гражданском кодексе и Федеральном законе от 08.08.11 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – закон №129-ФЗ). Соответствующие изменения внес Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ (далее – закон № 134-ФЗ).
Вслед за ним появились разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда – постановление от 30.07.13 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее — постановление № 61).
Отказ в регистрации из-за недостоверности адреса.
В конце июня в Гражданском кодексе появилась новая норма. Налоговый орган обязан проверять достоверность любых сведений, в целях регистрации юр. лица или изменении сведений о нем, в том числе и об адресе. ( п.3 ст. 51 ГК РФ)
В Законе № 129 ФЗ теперь прямо закреплено право инспекции отказать в регистрации недостоверности сведений об адресе . Но при этом, в законе нет пояснений , в каких случаях сведения являются недостоверными. Эту неясность устранил Пленум ВАС РФ в постановлении № 61.
Приведены примеры в Постановлении №61, в каких случаях адрес может быть недостоверным:
- Если обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц. Представители этих компаний по данному адресу не располагаются и связь с ними невозможна, а направляемая корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», « за истечением срока хранения». Это является ситуация адрес массовой регистрации.
- Если в действительности он не существует или находившийся там ранее объект недвижимости разрушен, либо адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства.
- Если заведомо не может свободно использовать для связи с данным юридическим лицом (по этому адресу размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.)
- Если наличие в налоговой инспекции заявления собственника объекта недвижимости о том, что он разрешает регистрировать юридические лица по адресу своего объекта недвижимости.
Заявитель может опровергнуть презумпцию недостоверности адреса и предоставить в инспекцию иные сведения (документы) «подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться» п.2 Постановление № 61.
В свою очередь Налоговый орган должен мотивировать отказ в регистрации, указав все соответствующие нормы закона и все конкретные обстоятельства которые свидетельствуют о недостоверности адреса (абз. 1 п. 3 постановления № 61). Если отказ не содержит подробной мотивировки, это дает компании право оспорить.( абз. 2 п. 3 постановление № 61)
Регистрирующий орган не вправе требовать с заявителя для достоверности юридического адреса других документов кроме тех, которые предусмотрены данным законом ( п. 4 ст.9 закона №129- ФЗ) и Пленум ВАС РФ ( п. 2 постановления № 61).
П. 5 ст. 31 НК РФ установлено, что любые документы инспекция направляет налогоплательщику по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Акт налоговой проверки, решения по результатам проверки и т.д. считаются полученными по истечению 6 дней с момента отправки заказного письма ( п. 3 ст. 46,п.6 ст. 69,п.5 ст.100, п.13 ст. 101 НК РФ).
Компания считается уведомленной, если сообщение отправлено по адресу ,указанному в ЕГРЮЛ , даже если фактически не находиться по этому адресу (ч.4 ст.121 АПК РФ).
Если компания зарегистрирована по недостоверному адресу, то Пленум Высшего арбитражного суда подтверждает о принудительной ликвидации (п. 6 постановления № 61).
Ликвидация компании происходит не автоматически. Инспекция должна направить компании (учредителям и директору) уведомления о предоставлении достоверных сведений о юридическом адресе. Если компания не поменяет юридический адрес, то налоговый орган может подать иск о ликвидации . При случаи ,когда компания не принимает никаких мер, суд решает вопрос о ликвидации в связи с грубым нарушением (п.1 ст. 5 закона № 129-ФЗ.)