Дело № А60-46757/2018 было рассмотрено в суде трех инстанций. Изначально поводом, для того, чтобы Обществу обратиться в суд, послужило то, что сумма пени, начисленная за неуплаченную сумму налога, превысила ее. Имея задолженность по пеням в сумме 3 723 447 руб. 99 коп., начисленную на основании статьи 75 НК РФ, налогоплательщик обратился с заявлением в суд об уменьшении суммы пеней по правилам статьи 333 ГК РФ.
Налогоплательщик считает:
- к спорным правоотношениям возможно по аналогии применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- НК РФ не содержит прямого запрета о применении к налоговым правоотношениям аналогии закона (права);
- в требованиях налогового органа нет конкретизированного расчета пеней;
- у Общества отсутствовало право выбора условий и порядка начисления пеней;
- размер задолженности по пеням является несоразмерным последствиям краткосрочного нарушения обязательств налогоплательщика по уплате налогов и иных обязательных платежей, а также является обременением и нарушает права общества.
Однако суды, конечно, не могли согласиться с Налогоплательщиком, так как данная норма не применима для налоговых правоотношений.
«Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 2 НК РФ).
Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 45 НК РФ. В случае неисполнения налогоплательщиком указанной обязанности налоговые органы в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ вправе взыскивать возникшую недоимку по налогам, а также пени в порядке, установленном НК РФ.
Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для организаций одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Положения НК РФ не предусматривают возможность уменьшения размера начисленных налогоплательщику пеней, которые являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
Таким образом, вполне обоснованно судами принято во внимание, что именно налоговым законодательством установлен порядок взимания и начисления пени, а значит, нормы гражданского законодательства не могут быть применимы в данном случае. Тогда как пени является мерой ответственности для налогоплательщика, а ее уменьшение не предусмотрено в НК ни при каких обстоятельствах, то было необоснованно уменьшить сумму за счет применения норм из гражданских правоотношений.