Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) введена новая глава 33 «Торговый сбор».
Таким образом, с 1 января 2015 года НК РФ дополнен главой 33, в которой предусмотрен новый вид сбора — торговый сбор, отнесенный в силу статьи 15 НК РФ к местным налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ торговый сбор в соответствии с главой 33 может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
Согласно подпунктам 2, 3 статьи 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении следующих видов торговой деятельности:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
- деятельность по организации розничных рынков.
Определения понятий «объект осуществления торговли», «торговля», «деятельность по организации розничных рынков» приведены в пункте 4 статьи 413 НК РФ. Следует отметить, что торговый сбор применяется в отношении розничной, мелкооптовой и оптовой купли-продажи товаров, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Объектом обложения торговым сбором признается использование хотя бы один раз в течение квартала движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор (пункт 1 статьи 412 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ, если на территории муниципального образования (города федерального значения) введен торговый сбор, его плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие названные в пункте 2 статьи 413 НК РФ виды торговли.
От уплаты торгового сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества (пункт 2 статьи 411 НК РФ).
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) определяется ставка сбора в границах, установленных в главой 33 НК РФ, а также могут быть предусмотрены льготы, основания и порядок их применения (подпункты 2, 3 статьи 410 НК РФ). Следует отметить, что если в муниципальном образовании (городе федерального значения) введен торговый сбор в отношении отдельных видов торговой деятельности, то такой спецрежим, как уплата ЕНВД, к ним не применяется (абзац 4 пункта 2.1 статьи 346.26 НК РФ).
Ставки сбора зависят от площади магазина, места и специализации. Например, в Москве для стационарного магазина до 50 кв.м. в Центральном административном округе он составит 60 000 руб. в квартал плюс 50 руб. за каждый метр свыше 50 кв.м.
Новый сбор торговцы будут платить раз в квартал и смогут зачесть его при уплате региональной части налога на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.
В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Напомним, что, в частности, в силу пункта 2 статьи 116 НК РФ в этом случае взыскивается штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.
Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения (пункт 2 статьи 416 НК РФ).