Статьей 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлена обязанность экономического субъекта представлять экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности в месте с аудиторским заключением о ней (в случае если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в целях формирования государственного информационного ресурса.
Между тем, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, предусматривающие ответственность за непредставление или несвоевременное представление обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней для формирования государственного информационного ресурса.
Установленные статьей 19.7 КоАП размеры штрафных санкций неэффективны. Исходя из практики применения – они даже не оспариваются.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)» подготовлен в целях повышения ответственности субъектов экономической деятельности за непредставление, а также несвоевременное представление в налоговые органы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней, представление которых предусмотрено в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — государственный информационный ресурс).
Законопроектом предлагается дополнить КоАП новыми составами административных правонарушений, устанавливающими ответственность за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представление ее в неполном составе, непредставление или несвоевременное представление аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, за нарушение требований, установленных порядком представления (обязательного) экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней.
Несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб., и до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.
В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить 700 тыс. рублей.
Предлагаемые повышенные санкции служат мерой, направленной на обеспечение выполнения и требований законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита.
Предусмотренные законопроектом размеры штрафных санкций для юридических лиц сопоставимы с размерами штрафных санкций за совершение административных правонарушений аналогичного характера (статьи 15.19, 15.42, 19.7.3 КоАП).
В целях обеспечения эффективности вводимых законопроектом мер ответственности за непредставление соответствующей информации в налоговые органы перечень административных правонарушений, установленных статьей 23.5 КоАП, по которым налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, дополняется административными правонарушениями проектируемой статьи 15.111 КоАП.