Сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении от налогообложения материальной выгоды, полученной при реализации заемщиком права на получение «ипотечных каникул»).
Подп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса предполагается дополнить новым абзацем, согласно которому из доходов физлица будет исключена полученная материальная выгода от экономии на процентах за пользование кредитными деньгами при изменении кредитного договора в связи с требованием заемщика-физлица о приостановлении своих обязательств или об уменьшении размера платежей в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Возможно, многие налогоплательщики даже не знают, что разницы между суммой процентов, исчисленных исходя из двух третьих ставки рефинансирования и суммой фактически уплаченных процентов по кредиту, облагается НДФЛ по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).
В нашей практике были случаи, когда физическое лицо даже подозревало о том, что у него есть материальная выгода.
Ранее группа депутатов выступила с инициативой установления льготного периода, в течение которого исполнение обязательств заемщика будет приостанавливаться, либо уменьшится размер его периодических платежей. При этом предполагается, что такая возможность в отношении конкретного ипотечного кредита будет предоставляться только один раз и то, если обязательства будут обеспечиваться ипотекой единственного пригодного для проживания заемщика жилья. Речь идет об ипотечных каникулах для людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
Согласно законопроекту, после того, как предоставленный льготный период закончится, заемщик продолжит выплачивать кредит с первоначальной периодичностью. При этом не уплаченные им суммы средств нужно будет возвращать в конце срока кредита, который увеличится на пропущенный срок. С текстом данного законопроекта тоже можно ознакомится на сайте Госдумы — О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком — физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика).
Однако, в ходе дополнительной экспертизы законопроекта № 684672-7 после его принятия в первом чтении было установлено, что предоставление заемщику «ипотечных каникул» повлечет за собой налоговые последствия, связанные с бесплатным пользованием денежными средствами. Исходя из действующей редакция Налогового кодекса Российской Федерации, доходы заемщика, полученные им в ходе «ипотечных каникул», в виде разницы между суммой процентов, исчисленных по ставке 2/3 от ставки рефинансирования, и суммой фактически уплаченных процентов по кредиту подлежат налогообложению по ставке НДФЛ 35%. В этом случае вероятны претензионные ситуации между банками, которые являются налоговыми агентами и будут исполнять обязанности по удержанию НДФЛ или информированию о нем налоговых органов, и заемщиками.