27 декабря 2017 года Ваюкин Василий — Управляющий партнер Компании «ПЕРСОНАЛЬНЫЙ НАЛОГВОЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (TAXmanager), принял участие в Дискуссионной панели «Криптовалюты и альтернативные механизмы инвестирования – источник финансирования бизнес-проектов».
Организаторами Дискуссии выступила Торгово-промышленная палата РФ и Российская ассоциация криптовалют и блокчейна. В Дискуссии приняли участие представители федеральных органов власти, предприниматели, представители экспертного сообщества, а также институты развития.
В ходе Дискуссии подвели предварительные итоги 2017 года по развитию рынка криптовалют в России, рассмотрели положительные примеры проведения ICO, а также обсудили перспективу развития ICO как одного из механизмов финансирования бизнес-проектов.
Отдельным вопросом были рассмотрены законодательные инициативы по регулированию обращения криптовалют и предпринимательской деятельности в данной сфере, а также шаги, которые предпринимаются другими странами в борьбе за сферу влияния.
В рамках рассмотрения законодательной инициативы был представлен проект Федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, как предполагается, позволяет легализовать проведение ICO, а также глоссарий для использования терминов в деятельности участников рынка.
Концепция поправок и выбор законодательных актов для совершенствования обусловлены следующими целями:
- Зафиксировать роль краудфандинга и его отдельных видов как негосударственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Фактически, краудфандинговые площадки действуют там, где малый и средний бизнес не может привлечь банковское финансирование или выйти на организованные торги.
- Подчеркнуть, что основными потребителями краудфандинга в России являются не стартапы, а быстрорастущий малый и средний бизнес, который необязательно относится к категории венчурных стартапов.
- Обеспечить добровольную аккредитацию площадок в целях получения ими поддержки государства после квалификации как аккредитованных краудфандинговых площадок в форме признания возможности обмениваться информацией с бюро кредитных историй, выступать налоговым агентом для инвесторов и т.д.
- Обеспечить безопасность средств инвесторов за счет использования специальных банковских счетов и полного раскрытия в распределенном реестре хоздеятельности получателей финансирования, электронного допуска инвесторов к инвестированию с использованием краудфандинга и распределенного реестра.
- Описать специфику краудфандинга с использованием средств распределенного реестра, как пример применения распределенного реестра.
- Ввести в общее регулирование понятийный аппарат, относящийся к распределенному реестру.
Одной из форм краудинвестинга на распределенном реестре предлагается инвестиционный контракт с выплатой не чистой прибыли, а доли от прибыли от продаж (операционная прибыль, разница между валовой прибылью и операционными расходами). При этом права инвесторов на управление получателем финансирования могут при необходимости обеспечиваться через так называемый квазикорпоративный договор (п. 9 ст. 67.2. ГК РФ). При этом, предусматривается возможность заключения с использованием распределенного реестра таких договоров, как договор займа и предзаказа товаров, работ, услуг.
Разработчиком (Российская ассоциация криптовалют и блокчейна) законопроекта указывается на то, что вносимые поправки не требуют изменения законодательства о рынке ценных бумаг, т.к. краудфандинговые площадки используют инструменты рынка ценных бумаг в рамках текущих правовых режимов, а при осуществлении деятельности на распределенном реестре — инвестиционный контракт, который законодательством о рынке ценных бумаг с учетом специфики использования распределенного реестра и других аспектов не описывается.
Базовые для применения распределенного реестра понятия раскрываются в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», т.к. сфера их потенциального применения гораздо шире, чем краудфандинг.