Экономический блок Правительства РФ пришел к выводу, что для перезапуска экономического роста нужно снизить страховые взносы, а выпадающие доходы бюджета компенсировать повышением ставки НДС.
Предлагается несколько вариантов реформы, основной – снизить страховой взнос до 21% и повысить НДС до 21%, другие варианты предполагают следующее соотношение: 20/22, 22/22, 21/22.
По мнению Александры Суслиной из Экономической экспертной группы все варианты приводят к выпадению доходов.
Так, при 21/21 выпадает 682 млрд руб. по сравнению с текущим законодательством, при 22/22 – 180 млрд, при 20/22 – 600 млрд, при 21/22 – 400 млрд.
По мнению сторонников реформы, изменение ставок приведет к обелению серого сектора экономики за счет снижения взноса и поддержку экспортеров.
Министр финансов Антон Силуанов в целом с идеей согласен, но предостерегает. По его мнению, выпадающие доходы внебюджетных фондов придется компенсировать из федерального бюджета.
В понедельник Министр экономического развития Максим Орешкин рассказывал первому вице-премьеру Игорю Шувалову о перезапуске экономического роста: среди мер были маневр в налогах, поддержка экспорта, расширение налоговых стимулов для инновационных компаний, меры по борьбе с бедностью, предложения по НДФЛ.
При этом, по мнению экспертов, новое предложение по реформированию не проработано и так же плохо посчитано, как и осенью, когда его предлагал Минфин. Не проработаны вопросы с компенсацией выпадающих доходов ПФР, об ускорении возмещения, борьбы с уклонением.
По мнению чиновников из финансово-экономического блока, в действующей конструкции взносов и так не много смысла, и следует вернуться к единому социальному налогу.
Противники реформы задаются вопросом: что побудит тех, кто в тени, начать платить взносы после снижения ставки страховых взносов, ведь ноль меньше 20%?
Влияние маневра на обеление экономики преувеличено, по мнению экспертов, участвующих в обсуждении реформы. По данным Росстата, «невидимых» работников 16,2 млн., или почти 23% занятых в экономике. Доля серых зарплат, включая смешанные (статистика не может определить, чьи они – населения или компаний), в 2014 г. составила 27,4% трудовых доходов населения, или 10,2 трлн. руб. С 2007 г. она сократилась почти на 1,5 п.п.
Часть потерь внебюджетных фондов можно компенсировать отказом от двухступенчатой шкалы (зарплаты свыше определенного размера облагаются взносами по ставке 15,1%), полагает эксперт, а нагрузка снизится за счет взноса на обязательное медстрахование (ставка 5,1%). Рост НДС на 1 п.п. разгоняет инфляцию на 0,4–0,6 п. п., но эффект разовый, продолжает он, тем более зарплаты будут расти за счет снижения нагрузки. Зарплаты останутся теми же, но вырастут цены, спорит Суслина.
Мера ударит и по региональным бюджетам, предупреждает федеральный чиновник, – сократится налог на прибыль, а повышение НДС может ухудшить его собираемость. За 2016 год поступления от НДС выросли на 10% по сравнению с 2015 годом. Система «АСК НДС-2» не панацея, говорит он: при повышении ставки могут появиться новые схемы по возмещению налога.
Новые проекты не создают много рабочих мест, зато генерируют существенную добавленную стоимость, говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. По его мнению, повышение НДС даже при снижении налоговых затрат на труд – серьезный удар по бизнесу, но, если мера не будет распространяться на инвестиционные проекты, которые были просчитаны до ее введения, это может смягчить давление. Пострадает любой проект, связанный с импортозамещением, говорит он, и, даже если компания будет экспортировать продукцию, производство и сбыт начинаются на внутреннем рынке.
Стоит отметить, что пока это предложения отдельного министерства, межведомственного согласования не было, что войдет в план правительства доподлинно неизвестно, даже если налоговая нагрузка снизится, нет никаких гарантий, что бизнес станет увеличивать инвестиции. Для этого предпринимателям нужны перспективы экономического роста.
Источник: Ведомости