Василий Ваюкин, управляющий партнер компании TAXmanager, рассказал о работе программы АСК НДС-2, налоговых комиссиях и их последствиях.
— Как работает программа АСК НДС-2 в автоматическом режиме и что выявляет?
— Программа выявляет расхождения вида «разрыв», к которым относятся: непредставление компанией налоговой декларации, представление компанией нулевой декларации, отсутствие в налоговой декларации контрагента каких-либо операций, искажение данных. Кроме того, программа может обнаружить расхождения вида «НДС», при которых сумма НДС, принятого компанией-покупателем к вычету, по сравнению с суммой НДС компании-продавца с операций по реализации превышена.
Обработкой информации из системы АСК НДС-2 занимается специально созданное подразделение Федеральной налоговой службы — Межрегиональная инспекция ФНС России по камеральному контролю. Данное подразделение отслеживает и выявляет расхождения в декларациях, а затем сообщает контрольно-аналитическим отделам Управления покупателя о возможных нарушениях для дальнейшей проверки. Контрольно-аналитический отдел управления, взаимодействуя с территориальными инспекциями и получив от них соответствующие заключения, проводит оценку их корректности определения потенциального выгодоприобретателя, по результатам которой в случае согласования начинает взаимодействие либо с территориальными инспекциями, либо с Управлением выгодоприобретателя, которое уже в свою очередь взаимодействует с территориальными налоговыми органами своего субъекта. Это зависит от того, в каком налоговом органе числится и в каком регионе находится потенциальный выгодоприобретатель.
— Налоговые органы при анализе информации из системы АСК НДС-2 определяют «выгодника», которого вызывают на комиссию. Что принимают во внимание налоговые органы, определяя того или иного налогоплательщика в качестве «выгодника»?
— В первую очередь необходимо определить, кто контрагент первого звена и каков уровень его надежности — низкий, средний или высокий; какая сумма НДС подлежит доначислению; есть ли у предполагаемого выгодоприобретателя взаимозависимость с первым звеном и звеном, в котором произошел разрыв; какова степень готовности предполагаемого выгодоприобретателя к тематической налоговой проверке.
Несмотря на то что инспекция в соответствии с внутренним регламентом должна доказать, кто именно выгодоприобретатель (см. в т. ч. определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 27.09.2018 № 305-КГ18−7133 по делу № А40−32 793/2017 — налоговым органом не может быть сделан вывод о подконтрольности продавцу организации, использованной для получения необоснованной налоговой выгоды, если по результатам проверки контрагента, аффилированного с покупателем, был сделан вывод о подконтрольности такой организации этому контрагенту), сейчас фактически действует такой принцип: доначислять недоимку можно только тем, кто может ее оплатить, — т. е. реальному бизнесу.
И приходится тут каждому налогоплательщику-выгодоприобретателю решать самостоятельно, насколько он готов доказать непричастность к занижению налоговой базы, потратив массу времени на суды, проверки, отвлекая ресурсы бизнеса от зарабатывания денег.
— Как часто вызывают на комиссию по легализации? Каковы ее последствия?
— С учетом того факта, что вызов на комиссию по легализации является для налогоплательщика своего рода видом налоговой проверки, то, несмотря на снижение количества выездных проверок, фактического снижения уровня налоговых проверок бизнеса не произошло. О чем свидетельствуют итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2019 года, подведенные главой ФНС России Михаилом Мишустиным на заседании расширенной коллегии: «число выездных проверок, снизилось на 35%, при этом поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли почти в два раза».
Несмотря на то, что комиссия по легализации или тематическая проверка, как правило, проводится за один квартал, однако взаимоотношения с контрагентами / цепочками контрагентов, по которым выявлены «разрывы», как правило, были и в других налоговых периодах. Что приводит к автоматическому уточнению и уплате НДС за другие периоды. Также остается открытым вопрос правомерности учета расходов по таким контрагентам при исчислении налога на прибыль организаций. Для налоговых органов проведение комиссий по легализации позволяет пополнить бюджет и улучшить показатели работы.
— Что такое тематические налоговые проверки и для чего они применяются?
— В случае если налогоплательщик и налоговый орган не пришли к решению вопросов в ходе проведения комиссий по НДС по рассмотрению расхождений и сложных разрывов по НДС, выявленных системой АСК НДС-2, в отношении такого налогоплательщика, при наличии сроков камеральной налоговой проверки, рассматривается вопрос о составлении акта камеральной налоговой проверки; при истечении сроков КНП — рассматривается вопрос о назначении тематической ВНП.
Такие проверки стали проводиться налоговыми органами с осени 2018 года — это выездные проверки по НДС за короткий период — как правило, за квартал или полгода.
Потребность в квартальных тематических проверках возникла и в связи с тем, что налоговые органы не успевают отрабатывать всю информацию по компаниям, которую им предоставляет АСК НДС. Поэтому в ФНС решили привлечь к тематическим проверкам выездные отделы.
— Каковы основные предпосылки открытия тематических проверок по НДС?
— К основным предпосылкам можно отнести следующие:
- плательщик не подал уточненную декларацию по сделкам с контрагентами, в цепочке которых есть сложные разрывы;
- налоговики считают, что не успеют провести «камералку» за два месяца и собрать нужные доказательства, например, если у компании есть контрагенты в разных регионах;
- у налоговиков есть сведения о контрагентах-однодневках, полученные из Росфинмониторинга или от правоохранительных органов;
- в цепочке контрагентов есть сомнительные компании в других регионах.
Фактически по тематическим проверкам ситуация складывается таким образом, что такие ВНП открывают по налогоплательщикам, которые упорно не хотят слышать доводы «камеральщиков» о необходимости ликвидировать разрыв или не согласны с ними.
— Как сегодня воспринимается вызов на комиссию по легализации налоговой базы налогоплательщиками?
— На сегодняшний день вызов на комиссию по легализации налоговой базы воспринимается налогоплательщиками как форма налоговой проверки. А в силу обременительности выездной проверки по всем налогам или даже выездной тематической проверки по НДС для любого подконтрольного лица налоговые органы получают инструмент воздействия, который может быть использован для понуждения подконтрольных лиц к увеличению размера заработной платы, исключению ряда расходов, уменьшению вычетов по НДС, дополнительной уплате налогов или иному изменению ими своей предпринимательской деятельности.
А в рамках все больше набирающего обороты тренда по усилению роли медиативных процедур хотелось, чтобы комиссии по легализации стали эффективным способом разрешения возникающих налоговых конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Результатом работы комиссий по легализации должны стать не только доначисление сумм налогов реально работающему бизнесу, но и дальнейшая работа по борьбе с техническими компаниями и фирмами-однодневками, а также сохранение бизнеса и рабочих мест.