Ни для кого уже не секрет, что в Кодексе с целью изменить жизнь налогоплательщика, была введена норма. Но, исходя из имеющихся на руках решений налогового органа, а также трактовки данной нормы инспекцией, можно сделать вывод, что ситуация начала только ухудшаться.
Налоговые органы либо вообще старались избегать каких-либо трактовок в своих решениях. Либо трактовали новую норму, как ухудшающую положение виновного налогоплательщика в сравнении даже с небезызвестным Пленумом № 53.
Но дело № А27-17275/2019, видимо, призвано сменить намечающиеся негативные тенденции. Решение суда первой инстанции в отношении ООО «Кузбассконсервмолоко» очень интересно для изучения (решение суда первой инстанции оставлено в силе апелляционной инстанцией).
Логика судьи была следующая:
Во-первых, Постановление № 53 от 12.10.2006 года, по мнению судьи, никто не отменял. Как и другие правовые позиции, высказанные и наработанные Конституционным и Высшим Арбитражным Судами годами, в отношении получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. При этом никто не отменял и норму пп.7 ч.1 статьи 31 НК РФ, которой предусмотрена необходимость применить расчетный метод при определении обязательств налогоплательщика.
Смысл статей 82 и 89 НК РФ также сводится к необходимости установления всех обязательств налогоплательщика (должны быть установлены сведения обо всех доходах и расходах по налогам).
При этом, расчетный метод не может не применяться в случае доказывания недобросовестности налогоплательщика, так как это бы ставило в более выгодное положение тех из них, которые вовсе не представили документы.
И далее судья перешел к трактовке статьи 54.1 НК РФ, которая в данном деле действительно применима. Но он не согласен с налоговым органом в части ее трактовки. Суд считает, что вновь введенная норма статьи 54.1 НК РФ не освобождает налоговые органы от обязанности проверить, осуществлялись ли в действительности какие-либо хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, выявить их действительный экономический смысл и определить действительный размер соответствующих налоговых обязательств.