Главный посыл, с целью которого данное письмо направляется, на Наш взгляд, – как понять, осуществляет ли физическое лицо предпринимательскую деятельность. Ведь часто не регистрируясь в качестве предпринимателя, человек осуществляет предпринимательскую деятельность сам того не осознавая.
Исходя из наличия спорных моментов ФНС выделило признаки предпринимательской деятельности. Хотя, на Наш взгляд, они и ранее были известны и вытекали из анализа гражданского законодательства.
Итак, это:
- приобретаемое гражданином имущество не предназначено для использования в личных целях;
- действия предпринимателя направлены на систематическое получение прибыли;
- имеются устойчивые связи с контрагентами;
- объем товаров и услуг значителен (не разовая сделка).
По каждому из признаков приведена обширная судебная практика (в том числе, высших судов).
Какие будут последствия:
- не будет вычета по НДФЛ (пп. 4 п. 2 статьи 220 НК РФ) и освобождения от НДФЛ при его продаже (п. 17.1 статьи 217 НК РФ);
- возможна уплата НДС (если не будет освобождения по п. 1 статьи 145 НК РФ).
Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2018 № 308-КГ17-14457 по делу № А53-18839/2016 направленность действий гражданина на систематическое получение прибыли состоит в активных действиях — вовлечении соответствующих ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов и т.д.), нацеленности произведенных затрат на получение положительного финансового результата.
Именно на инспекции лежит обязанность по доказыванию вступления гражданина в оборот в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
В каждом конкретном случае необходимо устанавливать цель приобретения (получения) гражданином имущества, от которого им был получен доход с учетом, в том числе, назначения этого имущества, исходя из функциональных характеристик такого объекта.
Предприниматель должен также помнить о содержании пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса и функции налогового агента по исчислению и уплате в бюджет НДС с выкупной стоимости муниципального имущества по договорам купли-продажи.
В судебной практике встречаются споры, в которых налоговые органы не учитывают в полной мере право налогоплательщика на применение положений статьи 145 НК РФ, освобождающих налогоплательщика от обязанностей по уплате НДС при соблюдении определенных данной статьей условий.
Постановлением Пленума ВАС РФ № 33 установлена презумпция наличия НДС в цене договора. Применительно к данным положениям постановления Пленума ВАС РФ № 33 ФНС России в письме от 05.10.2016 № СД-4-3/18862@ разъяснила, что обстоятельства формирования цены договора необходимо устанавливать в каждом конкретном случае в ходе мероприятий налогового контроля на основании доказательств в их совокупности и взаимной связи.
В случае установления в ходе мероприятий налогового контроля и доказанности налоговым органом недобросовестности физического лица, выраженной в его умышленных действиях (бездействии) по неуплате НДС при фактическом осуществлении им предпринимательской деятельности (сокрытие своего реального статуса), в отношении такого лица нельзя сделать вывод о наличии у него заблуждения и разумных ожиданий по вопросу отсутствия обязанности по уплате НДС. Следовательно, в этой ситуации налоговый орган начисляет НДС сверх согласованной сторонами договора цены.
Кроме того, выделены и признаки, не позволяющие квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской:
- Доходы получены не в связи с самостоятельной предпринимательской деятельностью. Подходы применимы к «пассивным» доходам от использования и распоряжения имуществом, в том числе к дивидендам и процентам по вкладам, займам, доходам от сдачи имущества, приобретенного для личных нужд, в аренду и иным аналогичным по характеру выплатам, что само по себе не свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности.
- Отсутствует признак систематичности извлекаемой прибыли. Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию указанного правонарушения, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.