На сайте правительства размещен текст законопроекта, который представляет собой контрольно-процессуальный кодекс.
Презентация данного законопроекта прошла также в рамках Петербургского международного юридического форума. Основные направления политики по данному вопросу обозначены как эффективность и уход от «карательной» функции.
Инициаторами закона указано на необходимость профилактических мероприятий — информирование, консультирование, профилактическое сопровождение (предварительная оценка соблюдения требований и выдача контролерами рекомендаций), а также самообследование предпринимателей с помощью информационных ресурсов ведомств.
О чем данный закон:
- Вводится понятие контрольно-надзорного производства.
- Виды мероприятий: контрольная (для проверки соблюдения требований при продаже товаров и оказании услуг) и мониторинговая (для последующего направления продукции на экспертизу) закупки, инспекционный визит и рейд (для оценки соблюдения требований в нескольких организациях на определенной территории).
- Освобождение от контрольно-надзорных мероприятий при условии страхования рисков.
- Предметом госконтроля не может являться оценка соблюдения обязательных требований, установленных правительством и госорганами до 2021 года, включая акты СССР и РСФСР.
Хотелось бы отметить, что данный закон не применяется к отношениям, возникающим в рамках налогового контроля.
Порядок осуществления контроля отражен в Положениях о виде контроля и в Административном регламенте.
В главе второй закреплены принципы государственного контроля:
- Законность (думаем, данный принцип не требует пояснения).
- Стимулирование добросовестности (предлагается осуществлять путем профилактических мероприятий).
- Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц (речь идет о соразмерности причиненному вреду; достаточности действий для обеспечения требований).
- Охрана прав и законных интересов контролируемых лиц.
- Недопустимость злоупотребления правом (запрещено ограничивать конкуренцию и препятствовать нормальной деятельности).
- Уважение достоинства личности, деловой репутации организации.
- Сохранение коммерческой и служебной тайны.
- Недопустимость множественного государственного контроля (надзора), муниципального контроля (несколько надзорных органов проверять лицо не могут).
- Результативность и эффективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля (речь идет о максимальном уровне общественно значимого результата).
- Объективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля (основывается на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств).
- Открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля.
- Оперативность и разумность при осуществлении государственного контроля.