Новый законопроект о государственном контроле

На сайте правительства размещен текст законопроекта, который представляет собой контрольно-процессуальный кодекс.

Презентация данного законопроекта прошла также в рамках Петербургского международного юридического форума. Основные направления политики по данному вопросу обозначены как эффективность и уход от «карательной» функции.

Инициаторами закона указано на необходимость профилактических мероприятий — информирование, консультирование, профилактическое сопровождение (предварительная оценка соблюдения требований и выдача контролерами рекомендаций), а также самообследование предпринимателей с помощью информационных ресурсов ведомств.

О чем данный закон:

  • Вводится понятие контрольно-надзорного производства.
  • Виды мероприятий: контрольная (для проверки соблюдения требований при продаже товаров и оказании услуг) и мониторинговая (для последующего направления продукции на экспертизу) закупки, инспекционный визит и рейд (для оценки соблюдения требований в нескольких организациях на определенной территории).
  • Освобождение от контрольно-надзорных мероприятий при условии страхования рисков.
  • Предметом госконтроля не может являться оценка соблюдения обязательных требований, установленных правительством и госорганами до 2021 года, включая акты СССР и РСФСР.

Хотелось бы отметить, что данный закон не применяется к отношениям, возникающим в рамках налогового контроля.

Порядок осуществления контроля отражен в Положениях о виде контроля и в Административном регламенте.

В главе второй закреплены принципы государственного контроля:

  • Законность (думаем, данный принцип не требует пояснения).
  • Стимулирование добросовестности (предлагается осуществлять путем профилактических мероприятий).
  • Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц (речь идет о соразмерности причиненному вреду; достаточности действий для обеспечения требований).
  • Охрана прав и законных интересов контролируемых лиц.
  • Недопустимость злоупотребления правом (запрещено ограничивать конкуренцию и препятствовать нормальной деятельности).
  • Уважение достоинства личности, деловой репутации организации.
  • Сохранение коммерческой и служебной тайны.
  • Недопустимость множественного государственного контроля (надзора), муниципального контроля (несколько надзорных органов проверять лицо не могут).
  • Результативность и эффективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля (речь идет о максимальном уровне общественно значимого результата).
  • Объективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля (основывается на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств).
  • Открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля.
  • Оперативность и разумность при осуществлении государственного контроля.