27.04.2018 г. были изданы Рекомендации Росфинмониторинга по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее так же – Рекомендации).
Дело в том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания юридических услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее — лица, оказывающие юридические услуги), обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ.
Исходя из содержания данных Рекомендаций, лица, оказывающие юридические услуги, обязаны разработать правила внутреннего контроля (руководствуясь Постановлением N 667 от 30.06.2012г.). И, соответственно, в процессе своей деятельности фиксировать информацию, если она отвечает следующим признакам:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
То есть, по сути, лицо в организации, оказывающей юридические услуги, ответственное за это, самостоятельно решает, что фиксировать и что посчитать подозрительным в сделке.
При этом, еще более пространно написано о том, что при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее — подозрительные операции, сделки), они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки). То есть, фактически, у лица, оказывающего юридические услуги, практически нет оснований полагать, что сделки не подозрительны.
Критерии и признаки необычных сделок можно посмотреть в Приказе № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» от 08.05.2009 г.. Там выделены общие критерии необычных сделок (около 95 штук), а также критерии, которые относятся к определенным видам деятельности. Удобная форма таблицы позволяет отнести почти любую сделку к «необычной», «запутанной» и «нестандартной». В конце каждой группы критериев есть код критерия – иные критерии. Из конкретных примеров — оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом уже подозрительна и должна быть изучена контролирующим органом. Как и сделки, в которых фигурируют суммы более чем в 600 000 руб.
Следует помнить, что по мнению Минфина (Письмо от 02.10.2013 № 07-02-05/40858) особое внимание должно быть уделено клиентам, которые сотрудничают с контрагентами с льготным налоговым режимом налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, а также не выполняющих или частично выполняющих рекомендации ФАТФ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, данные Рекомендации не вносят никакой конкретики в порядок определения признаков для передачи информации о сделках в Федеральную службу по финансовому мониторингу, дублируя основания имеющиеся в ранее изданных Постановлениях и Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…», уточняя только саму форму предоставления сведений.