Наследственное право как отрасль неразрывно связана с таким негативным, но при этом неизбежным, юридическим фактом как смерть физического лица.
С целью предотвращения споров между наследниками, к вопросу составления завещания стоит подходить с максимальной педантичностью.
Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским спорам Верховного Суда РФ № 87-КГ17-14 от 06.02.2018 г. именно содержание текста завещания определило вопрос толкования норм права о судьбе земельного участка под жилым строением.
Как следует из материалов дела, наследниками умершей гражданки Х. стали две её дочери и сын.
В состав наследства входило следующее имущество: земельный участок площадью 626 м2, расположенные на этом участке жилой дом площадью 64 м2, и гараж площадью 32 м2.
Согласно завещанию наследство распределялось следующим образом: гараж и половину жилого дома получила одна из дочерей, остальные доли жилого дома (по одной четвертой) распределялись между другой дочерью и сыном умершей.
Между наследниками возник спор по поводу распределения долей земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанции со ссылкой на ст. 35 Земельного кодекса РФ пришли к выводу о том, что доли земельного участка распределяются пропорционально долям на жилой дом, поскольку право на земельный участок под домом следует судьбе права на отчуждаемое имущество (жилой дом) в тех же долях.
Однако, Верховный Суд отметил, что земельный участок и жилой дом выступают в качестве самостоятельных объектов недвижимости, в силу чего отсутствие распоряжения завещателя в отношении земельного участка влечет его наследование на общих основаниях.
Ввиду того, что стороны являются сособственниками земельного участка и находящегося на нём объекта, принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта не нарушен.
Исходя из вышеизложенного судебного акта, настоятельно рекомендуем указывать в завещании наследственные доли не только в отношении каждого объекта недвижимости, но и земельных участков, находящихся под ними.