Конституционный суд РФ указал на то, что взыскание вреда с физических лиц, обвиняемых в совершении налогового преступления, исключается до внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении организации-налогоплательщика либо до того, как судом будет установлено, что данная организация является фактически недействующей и взыскание с нее долгов невозможно.
«Возмещение физическим лицом вреда, причиненного неуплатой организацией налога в бюджет или сокрытием денежных средств организации, в случае привлечения его к уголовной ответственности может иметь место только при соблюдении установленных законом условий привлечения к гражданско-правовой ответственности и только при подтверждении окончательной невозможности исполнения налоговых обязанностей организацией-налогоплательщиком. В противном случае имело бы место взыскание ущерба в двойном размере (один раз – с юридического лица в порядке налогового законодательства, а второй – с физического лица в порядке гражданского законодательства), а значит, неосновательное обогащение бюджета, чем нарушался бы баланс частных и публичных интересов, а также гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1)».
До этого судебная практика была неоднозначной. Суды зачастую исходили из того, что с физического лица взыскивается не налоговая задолженность юридического лица, а ущерб, причиненный его действиями бюджету государства.
Теперь же, с учетом общеобязательности исполнения толкования положений законодательства Конституционным судом РФ, можно прогнозировать, что практика двойного взыскания, когда налоговая недоимка фактически взыскивается дважды – с самой компании и с ее руководителей, должна измениться. Налоговые долги организаций должны взыскиваться с физических лиц только после того, как исчерпаны иные средства взыскания налоговой недоимки.
Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на один крайне важный момент: Конституционный Суд высказал правовую позицию, что ущерб может быть взыскан и в отсутствие приговора суда, при наличии постановления о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам.
Также, нельзя забывать о том, что налоговики вправе взыскивать именно налоговую задолженность (а не ущерб, причиненный бюджету) в деле о банкротстве с контролирующего должника лица.