Законопроекты против работодателей, навязывающих зарплатные проекты

Законопроект № 677255-7 «О внесении изменения в часть третью статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации».

Законопроект № 677227-7 «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Так, работники смогут заменить кредитную организацию для получения зарплаты, сообщив в письменной форме работодателю об изменении соответствующих реквизитов не позднее чем за 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы. Сейчас такой предельный срок составляет пять рабочих дней (ч. 3 ст. 136 Трудового кодекса). Хотя на практике работодатели, имеющие многочисленный штат работников, технически не всегда успевают обработать заявления работников об изменении кредитной организации для перечисления заработной платы, если такие заявления поступили за 5 рабочих дней до выплаты заработной платы.

Невозможность получения заработной платы в кредитной организации, удобной для работника, может препятствовать реализации его права на получение заработной платы. И отказать в смене кредитной организации работодатель не вправе.
Другим законопроектом за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую перечисляется зарплата, его должностных лиц предлагается наказывать предупреждением или штрафом в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Причем ожидается, что за совершение этого правонарушения ИП и юрлицами штрафы составят от 1 тыс. до 5 тыс. руб. и от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

С чем связано намерение законодателя привлекать к ответственности работодателей. В пояснительной записке, помимо упоминания о нарушении права на получение вознаграждения за труд, указан еще один важный критерий — возможность кредитной организации, реализующей зарплатный проект, иметь преимущество по сравнению с другими банками.
По данным опроса, проведенного Национальным агентством по финансовым исследованиям в мае 2018 г. в рамках научноисследовательской работы по заказу и методологии Банка России, 84,4% взрослого населения имеют платежные карты, в том числе 29,81% имеют только банковскую карту для получения заработной платы. Таким образом, во многих случаях «зарплатная карта» является для гражданина единственной и, следовательно, организация выплаты заработной платы безналичным способом на банковские карты работников в рамках «зарплатных проектов» может обуславливать приобретение работником и иных услуг в обслуживающем «зарплатный проект» банке, например услуг по переводу платежей, в том числе в счет оплаты различных товаров, а также кредитных услуг с учетом того, что такой банк имеет возможность предложить индивидуализированные условия кредитования в связи с наличием информации по соответствующему клиенту.