Проект Процессуального КоАП РФ размещен для повторного обсуждения

Минюстом России размещен для процедуры повторного публичного обсуждения Проект Федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проект федерального закона подготовлен с учетом положений Концепции нового КоАП, опубликованной на официальном сайте Правительства Российской Федерации.

Законопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России по результатам рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями, а также гражданами в ходе публичного обсуждения (в период с 30 января 2020 г. по 27 февраля 2020 г.).

«Реформа законодательства об административных правонарушениях направлена на совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности наказания совершенному правонарушению, а концепция нового КоАП предусматривает разделение административного законодательства на материальное и процессуальное», — заявляет Министерство.

Проект Процессуального КоАП регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях, исполнения административных наказаний, а также правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Из действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделены нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях. Они объединены в рамках Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом сохранен подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дело о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством.

1. Увеличение случаев возможности уплаты административного штрафа в размере половины его размера:

Предлагается установить в качестве общего правила возможность уплаты наложенного административного штрафа с пятидесятипроцентной скидкой в течение двадцати дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Данное правило не будет распространяться на административные правонарушения, являющиеся в соответствии со статьей 2.3 Проекта нового КоАП грубыми, административные правонарушения в сфере транспортной безопасности и отдельные административные правонарушения в сфере дорожного движения (например, повторный проезд на запрещающий сигнал светофора).

2. Перевод документооборота при производстве по делам об административных правонарушениях в цифровой формат:

Предлагается определить порядок использования электронных документов участниками производства по делу об административном правонарушении, установить возможность подачи ими заявлений, ходатайств, жалоб в суд, орган либо должностному лицу, осуществляющим производство по такому делу, в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей формы на официальном сайте органа административной юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) через личный кабинет участника судебного процесса. Кроме того, предусмотрена возможность направления и доставки извещений (уведомлений) участникам производства по делу об административном правонарушении с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в личный кабинет участника судебного процесса. «Данные нововведения направлены на оперативность информирования участников производства по делам об административных правонарушениях о совершаемых в отношении них процессуальных действиях и выносимых решениях», — указывают автора Законопроекта.

3. В Проект Процессуального кодекса включены положения, направленные на развитие института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях:

Согласно пункту 5.1.3 Концепции нового КоАП более обстоятельного правового регулирования заслуживает вопрос о развитии института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях. В Проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такой институт предлагается реализовать посредством регламентации возможности участия в процедуре рассмотрения дела об административном правонарушении должностного лица (представителя органа), возбудившего данное дело, а в процедуре пересмотра постановления по делу об административном правонарушении – также должностного лица (представителя органа) вынесшего постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости участие должностных лиц в рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении может быть признано обязательным. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и представитель органа, возбудивший дело об административном правонарушении, пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, участие в исследовании доказательств, представление своих доводов и объяснений при рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении.

Таким образом, при разработке Процессуального КоАП ставится задача развития состязательности при рассмотрении и пересмотре дел об административных правонарушениях путем включения в процесс второй стороны – должностного лица (представителя органа), возбудившего или рассмотревшего дело об административном правонарушении.

4. Предусмотрен механизм восстановления прав лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (право на реабилитацию):

В Проект включены положения о компенсации имущественного и морального вреда, причиненного физическому лицу, а также о возмещении имущественного вреда и вреда, причиненного деловой репутации юридического лица, вследствие незаконного привлечения их к административной ответственности либо незаконного применения к ним мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также положения об аннулировании всех ограничений прав таких лиц, обусловленных фактом незаконного привлечения к административной ответственности. Упомянутые ограничения предусмотрены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации и состоят в запрете осуществлять отдельные виды деятельности, пользоваться льготами и преимуществами лицам, привлеченным к административной ответственности за определенные административные правонарушения.

5. Устанавливается право на получение бесплатной юридической помощи в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях:

Согласно пункту 5.2.3 Проекта, требуется рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации. При этом, в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, в Проекте предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.