Поправки в бюджетный кодекс

Государственная дума во втором чтении приняла законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году».

В рамках мер по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году Правительство Российской Федерации наделяется исключительными полномочиями по принятию решений о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации на условиях, отличных от установленных Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

При этом в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году» Правительство Российской Федерации уже вправе предоставлять государственные гарантии Российской Федерации с превышением предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» показателей программ государственных гарантий Российской Федерации.

«Принятие закона позволит оказывать гарантийную поддержку на любых условиях, не противоречащих Бюджетному кодексу Российской Федерации, без необходимости внесения специальных изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»», — говорится в Пояснительной записке.

Также в Бюджетный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие возможность предоставления государственной гарантии Российской Федерации принципиально нового вида — в пользу одного бенефициара по обязательствам нескольких юридических лиц (принципалов). Такой механизм ориентирован на оказание массовой поддержки, поскольку, в отличие от существующего, не предусматривает вовлечения ряда федеральных органов исполнительной власти и самого Правительства Российской Федерации для отбора предприятий, принятия индивидуальных решений о предоставлении гарантий и, собственно, оформления каждой гарантии.

В целях реализации мер антикризисной поддержки планируется предоставление указанной государственной гарантии Российской Федерации в текущем году в пользу ВЭБ.РФ, осуществляющего предоставление собственных гарантий (поручительств) по обязательствам российских юридических лиц по возврату кредитов российских банков.